понедельник, 1 ноября 2010 г.

25 октября, понедельник

Начинаю рубрику «Лытдыбр за прошлую неделю».

Пришел в лабу как обычно (часам к десяти). Электронный ящик полон писем от руководства. Сел отвечать. Пока сидел и отвечал, сработала сирена эвакуации. Ну, нам эвакуироваться не впервой, отстегнул ноутбук и неторопливо поплелся с вещами на выход, то есть вниз по лестнице на пятый этаж. Так как здание химфака (Chevron Science Center) стоит на склоне холма, то на пятом этаже тоже есть выход на улицу.


Летом нас уже эвакуировали. Тогда что-то сработало из-за строительства новых лаб. В этот раз пошли слухи, что кто-то что-то вылил в раковину и запах пошел такой, что профессор дернул сигнализацию. Обычно в нарушение правил эвакуации химики не расползаются далеко от выхода, но в понедельник накрапывал дождь, и все постепенно переместились в соседний Eberly Hall.

Я принялся болтать с Ликьенг (Leekyong). Ее лаба на десятом этаже почти подо мной. Она рассказала, что везде стоял ужасный запах. Я этажом выше ничего не чувствовал. Химическая лаба создана для того, чтобы вонять. Ей это простительно.

Еще хорошо, что я реакции не начал ставить. Вот интересно, ставишь ты двадцатую стадию синтеза со всем веществом, что есть, отлучаться нельзя, не добавишь реагент – через пять минут все сдохнет, а тут сирена эвакуации. Что делать? Вот Басу (Basu) эвакуировался вместе со студентами, у которых лабу вел.

Через полчаса, еще одиннадцати не было, разрешили вернуться. Потом Кен, наш «старший инженер», ходил по лабам, спрашивал, кто с чем работал. У нас-то все тихо. Все за компами сидят. Я к тяге утром и не подходил. Но Кен все-таки допытался. Ребята на двенадцатом заложили товарища, и когда она вернулась в лабу, то пришлось сознаваться, что да, работала с трет-бутил меркаптаном и отфильтровала реакционную смесь под водоструем. Оно бы ничего, но есть такая вещь как «dry drains», когда в середине столе есть слив для воды, которым никто никогда не пользуется, вода из «колена» испаряется, и все запахи из других сливов проникают в помещение. Что и случилось на девятом этаже. Опасности никакой не было, хотя у кого-то там слезились глаза и все такое прочее. Но Кен написал, что дергать сирену было абсолютно правильно. Кто его знает, что и у кого могло утечь.


Для меня начался рабочий день. Поставил три реакции. Быстро снял пару спектров.
Сделал ТСХ, а потом колонку с реакцией, которая все выходные крутилась. Выглядело многообещающе, а получилось загадочно. Надо переделать.

Заказал новую бутылку н-бутиллития. Старая еще в феврале открыта. Она уже точно не 1.6 М, белый осадок плавает. Титровал с дифенилукусной, но проще было купить новую. 50 мл у Sigma-Aldrich стоит с доставкой меньше $30.

Фрэн, наш факультетский администратор, напомнила, что скоро будет пора регистрироваться на весенние классы (ну, у меня один класс 3999 – Full Time Dissertation Study), но что до второго ноября нельзя, что не забыть ей принести копию и не забыть заплатить activity fee ($20).

Где-то с половины четвертого засел за комп и уже химией не занимался. Читал новый выпуск «Chemical & Engineering News» и прочую чепуху. Сижу, никого не трогаю, но постпенно чувствую, что меркаптанами пахнет. Ну, думаю, и до нас дошло и всплыло. Вышел в коридор: там еще сильнее шмонит. Сходил на двенадцатый этаж: еще сильнее. Вернулся, читаю себе дальше. Вдруг опять сирена. Ну, тут я все свои вещички подмел, зонтик в руки, сказал всем до свидание и пошел домой. Какой смысл еще полчаса (или сколько там?) под дождем торчать. Уже есть захочется. Пока спускался от Eberly, на Parkman avenue уже два пожарных truck'а стоят, лампочками переливаются.

Потом Кен прислал письмо, из которого следовало, что вернули всех в здание очень скоро. Оказалось, что та же девушка продолжила свой эксперимент, и бутилмеркаптан у нее опять утек. Кто-то позвонил в универовскую полицию. Оттуда пришел чел и дернул сирену. Цитирую конец письма: «Until the researcher can find a way to prevent this type of release from happening again, the experiments using the t-butyl mercaptan will NOT be repeated. The researcher's adviser has also been notified of these incidents and will work with the researcher to seek ways to prevent a recurrence.»

Об этой суматохе с эвакуацией потом написали в местной студенческой газете и показали сюжет по местному телевидению. Пугают население химией.

Комментариев нет: