среда, 10 ноября 2010 г.

3 ноября, среда

День начался с разговора с профессором Curran’ом по Skype. С нашей стороны присутствовали я, Эверетт, Элен, а потом подошел Владимир (наш undergrad: он русский, но уже так долго и с такого раннего возраста живет в США, что предпочитает говорить по-английски). Время назначено на 9 утра. Мы сидим, ждем. Curran online не появляется. Наконец, через 8 минут, я просто от нечего делать пробую ему все же позвонить, и он отзывается, говорит, что не звонил, так как мы тоже якобы offline были. Skype глючит. Не самая совершенная программа, но кто лучше?

Разговор занял чуть больше часа. Обсудили химию. Я заодно напомнил Curran'у, чтобы тот послал рекомендательные письма. Я, если честно, думал, что он их уже послал, а он только пообещал сделать это в начале следующей недели. Мы, кстати, еще раз соберемся предположительно в понедельник, чтобы обсудить все те же вещи, но в расширенном с французской стороны составе (сегодня ни Луи, ни Эммануэль не смогли присутствовать).

Что-то плохо у меня идут реакции на этой неделе. Все равно поставил еще две. Надо же что-то делать, кроме сидения за компом. В последнее время у нас кто-то забывает выключать УФ лампу, под которой пластинки ТСХ смотрятся. Лампа от этого греется и когда-нибудь перегорит. Причем этот кто-то как будто специально кладет ее лампой вниз, чтобы то, что она включена, было не так заметно. Первым делом я подумал на Жереми, как на новоприбывшего. Но на прямой вопрос он стал отнекиваться. Я ему поручил следить и строго спросить с того, кто не выключает лампу.


Если что-то общее, то особой заботы ждать не приходится. Вот, например, у нас есть специальные активированные колонки, через которые пропускаются растворители с целью осушения. Всего их четыре: для ТГФ, дихлорметана, эфира и толуола. Уже неоднократно в прошлом кто-то забывал закрыть кран и весь растворитель из баллона (литров 20) вытекал, переполняя резервуар, заливая bubbler и тягу. Кто виновен, я до сих пор не знаю. Каждый раз после такого случая, вопрос поднимался на group meeting’е, но никто никогда не признавался и кивал на то, что кто-то мог прийти из других групп. Вряд ли, просто у кого-то духа не хватает признаться. Но я с колонками втройне осторожен. Сегодня набирал себе толуол, закрыл кран, а он все течет и течет по капельке. На всякий случай спросил у Джерада, который колонками заведует, нормально ли это. Он говорит, что нормально, что это остатки в трубке. Ну, значит, буду спать спокойно.


А в 12.15 пошел я снимать ЯМР спектр. Всего-то и надо было один протонник. Смотрю расписание на 400B, а там как раз 15-минутный перерыв. Надо было его, конечно, забить, но ссориться не хочется. Дело в том, что на каждый спектрометр отдельный пользователь может в дневное время записываться не более, чем на час, и не более, чем два раза в день. Но вот какая-то «хитрая» випфовская сотрудница записалась вначале на час, потом нельзя подряд записаться, так она через 15 минут, второй час на себя записала. Наверняка, хотела углеродник выкопить. А тут бы я пришел и сказал: «Забирай свой образец, мое время настало». Но, скорее всего, меня бы стали слезно умолять не прерывать эксперимента. Я написал «хитрая» в кавычках, потому что все нормальные люди знают, что если надо получить сколько угодно времени на спектрометре, то надо попросить друзей зарегистрироваться сразу после тебя.

А когда я все-таки пришел в свое время на ЯМР, там сидел какой-то левый студент, который сразу вскочил и стал мне место уступать. Загрузил я образец, а машина lock делать отказывается, говорит, что какой-то процесс запущен. Я отлогинился-залогинился, на стоп понажимал, все равно не идет. Стал наезжать на того студента, тот говорит, что просто переписывал файлы и никаких спектров не снимал. Пришлось идти к Сэйдж на девятый этаж, просить ее прийти и разобраться. Она быстро убила мешавший процесс, напомнила, что такое бывает, что в таких случаях надо звать ее или Дамодарана, а не пытаться самому демонстрировать знание TopSpin’а, выходящие за пределы стандартного мануала. Времи на съемку у меня оставалось 4 минуты, но протонник я снимаю за две. Фигня там вышла: 1 к 2 смесь не в пользу нужного вещества.

Тут уже подходило время идти в Main Office, чтобы забрать там подставку под постер и пенопластовую основу, к которому он крепится. Я спросил, нельзя ли мне его прямо сейчас в Benedum’e повесить. Велели подождать хотя бы до двух, а не то студенты пойдут, маркером нехорошее слово на постере напишут.

В два часа в одной руке я зажал огромную белую простыню, в другую взял подставку под постер и трубу с постером и попер их в лобби перед Benedum 157. Нести все это дело неудобно, на ветру явно ощущаешь парусность подложки под постер. А еще надо несколько дверей пройти и несколько улиц пересечь. Но, как нас заверил наш декан, профессор Вальдек, перед началом лекции, уже в январе откроется наша Ashe auditorium. Помнится, главный вход в Шеврон они собирались открыть в августе. А уже ноябрь.

Кроме меня свой постер представлял еще и Бен из нашей группы. Я, между прочим, не знал, что у него тоже был Bayer fellowship. Всего был еще один постер по органике (Геди из группы Флореансига: умный парень, но собирается уйти с мастером – не по душе ему grad school). Остальные же были по аналитико-физхимико-нанотрубко-наночастицам. Довольно много было аспирантов моего года: наш класс постепенно становится самым опытным, у почти всех уже статьи вышли. Из профессоров тоже были не органики, которым моя наука особо не близка. Пара-тройка человек меня послушала, но более из приличия. А сегодняшний докладчик до моего постера так и не добрался.


Но вообще место для проведения постерной секции было выбрано неудачно. Очень мало места, на проходе, кругом undergrad'ы топчутся. Очень неудачно разложили еду для семинара: слишком рано, в три, за час до начала. В три закончился класс у undergrad'ов, высыпали они из аудитории на волю, а тут бесплатная еда. И все сожрали, хотя не для них приготовлено, и вообще undergrad'ов тут неплохо в общагах кормят. Причем, чем жирнее undergrad или undergrad'ка, с тем большей горкой перекладывалась еда на тарелку. Ну и что, что они будущие химики-инженеры, на еду они права не имели. А мы у постеров стояли и не могли (да и не хотели) им помешать. На самом деле, после undergrad'овского нашествия остался еще один кусок торта: существует психологическая преграда, чтобы взять самый последний кусок. Я думал его съесть, но меня опередил профессор Джеффри Хатчинсон. Он, кстати, единственный из тех, с кем я обсуждал постер, слышал об FLPs. Пришлось довольствоваться кофеем.

На этот раз я читал вот эту статью. Кое-какое отношение к моей работе она имеет. Тоже комплекс NHC с соединениями элемента главных групп (фосфор), тоже нуклеофильное замещение на этом элементе. Меня они не цитируют, но ссылаются на некоторые хорошо известные мне статьи. Удивительно, как просто чистым неорганикам-органометалликам провести статью в JACS. Кто-то спину гнет, 40-стадийный синтез батрачит, а тут пять реакций, пять рентгенов и готово. Наверно, если учитывать вклад в науку, это равноценно 40-стадийному синтезу (а иной синтез вообще ничего нового не вносит), но все равно заставляет задуматься.

Сама химия немного загадочна: почему карбен реагирует с PCl3 так, а не иначе? Но сейчас я обсуждать науку не хочу. Скажу, что статью мне прочитать не дали. Довольно быстро докладчик выключил свет, чтобы слайды были отчетливее. Пришлось слушать и постепенно засыпать, пока свет не включили на вопросы. Нету у меня iPad'a, как у профессора Мейер, чтобы экран светился и можно было что-то там делать в темноте.

Лекция была неровная. Когда речь шла об общих вещах: о травмах и кровопотерях, от которых гибнут американские солдаты в Ираке, о древних шумерах, о порезавшемся во время бритья мужике, который порез посыпал цеолитами – было интересно, но когда профессор Стаки переходил к тому, что они сделали, я вообще терял всякую нить. И, наверно, не я один. На завтрашнюю лекцию идти не собираюсь.

Список "байеровских" лекторов (click to zoom).

После семинара очень быстро собрал свой постер и поддерживающие его материалы. Завтра их надо вернуть в Главный офис, а сегодня он уже был закрыт (было начало шестого). Пока, борясь с ношей, дошел до химфака, понял, что потерял, лежавшую в кармане недочитанную статью. Забросил все в лабу, выключил кипятившеюся реакцию и пошел статью искать. Лежала она недалеко от Benedum'а: там мои комменты и мне ее еще дочитывать. Что я с успехом сделал дома.

Комментариев нет: