вторник, 28 июня 2011 г.

NOS2011: Художественный музей и Статуи Принстона

Организованное посещение музея можно было выбрать во время регистрации на конференцию. Музей бесплатен для всех желающих, и за экскурсию тоже денег не брали, но записалось человек сорок, а заявилось приобщаться к художественным ценностям меньше двадцати. Arts Museum of Princeton University, основанный в 1882 году, может гордиться весьма солидной коллекцией для университетского музея. Не нью-йорский Метрополитен, конечно, но лишь на одну ступеньку пониже. У них есть почти все: от древнеегипетских мумий, античных ваз и мозаик до картин импрессионистов (Мане, Моне, Ван Гог) и современного искусства. Что-то они раскопали сами во время археологических коллекций, что-то было им подарено, но большинство экспонатов было приобретено на деньги спонсоров. Часть экспозиции арендуется музеем из частных собраний.


Выделили нам экскурсоводшу-китаянку, которая, может быть, коллекцию знала хорошо, но с английским языком дружила не до конца, а потому рассказывала медленно и сбивчиво. Лучшим способом приобщения к искусству было осматривать все самостоятельно, но держаться на достаточно близком расстоянии от группы, чтобы слышать все, что рассказывает экскурсовод.

Нас попросили не фотографировать во время экскурсии и вообще напомнили, что съемка разрешена только с отключенной вспышкой и что многие произведения до сих пор являются объектами авторского права, а потому фоткать их без разрешения нельзя. Но у Принстона вообще есть весьма странная позиция: самые заметные здания на кампусе, как то Nassau Hall, Blair Hall, Alexander Hall, нельзя фотографировать и потом размещать эти изображения где-либо без разрешения университета. Наверно, это касается в первую очередь коммерческих проектов, но постоянные напоминания на сайтах о том, что фотографировать тот же Blair Hall нельзя, раздражают. Что же касается здания музея, то внешне он выглядит очень невзрачно.

Ну, я в музее особо и не фотографировал. У меня и фотоаппарат для этого не приспособлен, да я и не большой ценитель изобразительного искусства. Исключение сделал для картины то ли самого Босха, то ли одного из его последователей (заглавная картинка поста).

Экскурсия началась с древних греков, потом римлян, потом почему-то египтян, потом жителей Мезоамерики, потом кратко искусство Африки. У нас уже не было время на искусство Азии, так что мы поднялись на второй этаж, где разместилась европейская живопись разных эпох: от раннего средневековья до наших дней. Леонардо и Рафаэля у них нет, Рембрандта только рисунки, но студенты при желании найдут немало вдохновляющего.

Под конец нас провели в зал американского искусства 18-19 веков, украшенный парадным портретом Джорджа Вашингтона во время Битвы при Принстоне. Экскурсия длилась уже час, и нам предложили последние полчаса перед закрытием музея побродить самим и посмотреть то, что не успели. Как обычно, когда у меня нет четкой цели, я просто прошел быстрым шагом по всем залам, поглазел на артефакты былых эпох и отправился обедать.

После обеда перед вечерней лекцией Граббса я гулял по южному кампусу, но о нем будет отдельный пост, а сегодня, раз уж речь коснулась искусства я добавлю сюда же фотографии статуй и скульптур, которые видел на кампусе и в городе.

Сегодня кампус американского университета немыслим без какой-нибудь абстракции. Причем приткнуть ее желательно возле самого старого здания, для контраста. Так недалеко от Нассау Холла высится бирюзовый Oval with Points.

А перед музеем стоит некая серебристая конструкция, которая то ли искусство, то ли служит каким-то утилитарным целям.

Вот еще какая-то черная штука уселась на постамент перед библиотекой.

А вот неподалеку разместился пример реалистического искусства. Я сразу не догадался, что хотел изобразить автор.

Моя первая идея была, что бородатый мужик – европейский поселенец, а связанный – индеец. Скульптура то ли в память о геноциде коренного населения, то ли знак дружбы между цивилизациями. И даже если бы я придал значение тому, что скульптура стоит рядом с университетской часовней, без помощи интернета я бы вряд ли догадался, что изображен библейский сюжет об Аврааме, готовящемся принести своего сына Исаака в жертву Богу. А вы говорите реализм.

Вот кто-то Пикассо не понимает, но одного взгляда на его творение достаточно, чтобы правильно определить – перед нами «Голова женщины».
А что это там внизу? Ба, да это же the Poster Cube поставлен для масштаба. Напомню, длина ребра куба - 16 см.

Чуть ли не единственный памятник на кампусе изображает шестого президента Принстона, подписанта Декларации независимости Джона Уизерспуна.

Есть на кампусе и ставшие традиционными ржавые инсталляции, которые тоже что-то должны символизировать.

А вот в городе предпочитают, чтобы человек был похож на человека. Например, вот человек пьет воду.

А неподалеку другой человек читает газету.

Если заглянуть через плечо, то видно, что это New York Times, а пишут, кажется, об отставке Никсона.

Вот так и будет бедняга питаться новостями середины прошлого века.

Современный художник вложил бы в руки изваянию айпад, на котором бы отображалась бы самая свежая информация. Может быть, уже кто-то такую статую слепил.

Комментариев нет: