понедельник, 27 июня 2011 г.

NOS2011: Кладбище города Принстона

Во вторник после ланча у меня опять было около двух часов для самостоятельной прогулки, перед тем как пойти в 3.30 pm на запланированную экскурсию в университетский художественный музей. Самое время, чтобы осмотреть местное кладбище, которое прямолинейно называется Princeton Cemetery.

Расположено оно в паре кварталов от северной границы кампуса и имеет более чем 250-летнюю историю.

Старые могильные плиты, те что 18 и начала 19 веков, уже все настолько стерты, что невозможно прочитать ни имени, ни дат. Из земли торчат только покосившиеся серые камни.

К важным могилам привинчены пояснительные таблички. Обелиски героям Гражданской войны уже читабельны,

а чем дальше от входа, тем больше современных, совсем новых могил.

А вообще кладбище типично американское. Много света, трава подстрижена, над могилами военных реют звездно-полосатые флажки, посетителей мало.

Точнее я вообще не встретил никого, кроме прибирающихся служащих. По сравнению с кладбищем Аллегени все выглядит даже как-то слишком бедно и скучено. Никаких грандиозных склепов, обелисков с ангелами и статуй в полный рост. Точнее фигуру в полный рост я видел только над могилой Пола Тулейна.

Paul Tulane (1801–1887) – богатый уроженец Принстона, сделавший состояние на торговле в Новом Орлеане. Когда к середине позапрошлого века зашла речь о присвоении Колледжу Нью-Джерси более звучного имени, Тулейн предлагал миллион долларов при условии переименования в Tulane College. Свободолюбивые принстонцы отказались и в итоге назвали Колледж в честь города. А Тулейн в свою очередь предложил те деньги Университету Луизианы, который с радостью переименовался, и доныне в Новом Орлеане есть Tulane University. Но похоронен Пол Тулейн был в Принстоне. Его могилу очень легко заметить, так как он, как я сказал, единственный догадался взгромоздить на свое надгробие статую себя же в натуральную величину. При этом получилось, что он стоит спиной к Университету. Можно подумать, что этим он выражает свое посмертное презрение к гордецам, отвергнувшим его миллион. На самом деле он смотрит в сторону того места, где родился.

Принстон, между прочим, тогда же отказался переименовываться и в честь табачного дельца Дьюка, который в результате отдал свои сбережения маленькому провинциальному Trinity College в Северной Каролине. Сейчас Duke University по многим рейтингам один из лучших в США, хотя все же уступает Принстону по общей крутизне.

Довольно скоро, тоже недалеко от входа, я нашел могилу президента Гровера Кливленда (1837–1908).

Рядом с ним похоронена его жена Фрэнсис, впоследствии повторно вышедшая замуж за принстонского профессора, но в итоге оказавшаяся рядом с первым мужем, которого пережила на 40 лет.

Третья могила слева их старшей дочери Рут, которая умерла в возрасте 13 лет от дифтерии, когда семья жила в Принстоне. (По логике, это должна была быть первая из трех могил, хотя нынешние надгробия, возможно, появились позднее). К слову, остальные четверо их детей прожили долгую жизнь, а младший сын, если верить Wikipedia, пережил отца на 87 лет.

Но я осозновал, что мое посещение принстонского кладбища будет неполным, если я не найду третью могилу – вице-президента Аарона Берра. Не имея ни малейшего представления, где она может быть, я надеялся, что рано или поздно наткнусь на нее, как наткнулся на захоронение Кливлендов. В конце концов, вряд ли это будет безымянный холмик. Я прочесывал участки начала 19 века.

Но с систематизацией у них тогда было туго, все надписи истерлись, и я запросто мог пропустить целый ряд. Время поджимало уже идти к музею. Но было бы обидно не довести замеченные планы до конца, вряд ли бы я вернулся на это кладбище в будущем. Оставалось спросить направление у паренька, косившего траву неподалеку. Он махнул в ту сторону, где я только что был, но добавил, что Берр похоронен на President Lot. Этого было достаточно, так как я уже заметил отгороженный участок, внутри которого были могилы нескольких президентов Принстона. Почему-то я сам не догадался, что сын может быть рядом с отцом.

Так что обоих Берров я нашел, но если бы не современная бронзовая табличка, прочитать надпись на плите было бы проблематично.

Итак, Аарон Берр-младший (Aaron Burr) (1756–1836), вице-президент США во время первого срока Томаса Джефферсона (1801–1805), был сыном Аарона Берра-старшего, священника и второго президента Принстонского университета, то есть Колледжа Нью-Джерси в те дни. И конечно, младший Берр был принстонским выпускником, участником дискуссионных сообществ, офицером американской армии в Войне за независимость и до поры до времени успешным политиком, одним из отцов основателей. Но в памяти американцев он остался не как вице-президент с прогрессивными взглядами, а как убийца Александра Гамильтона (того самого что обстреливал Нассау Холл и смотрит на нас с десятидолларовой банкноты).

Убил Берр Гамильтона весьма благородно, хотя и противозаконно: на дуэли. Поссорились они не из-за женщин (хотя в 1795 году Гамильтон ушел с поста первого Секретаря казначейства из-за того, что сейчас назвали бы сексуальным скандалом), а из-за политических разногласий, которые увеличивались год от года. Однажды Берр что-то ляпнул за обедом насчет Гамильтона, Гамильтон потребовал извинений, Берр сразу вызвал недруга на дуэль, а Гамильтон согласился. Местом дуэли был избран берег Гудзона, напротив Нью-Йорка. На этом самом месте за три года до этого был убит на дуэли старший сын Гамильтона. Отец оказался не более удачлив: Гамильтон промахнулся первым выстрелом, а Берр был точен. И хотя дуэли были запрещены и приравнены к убийству в Нью-Джерси, Берр вернулся в Вашингтон продолжать свое вице-президентство. Но политическая карьера для него закончилась. Джефферсон и без того был им недоволен и предпочел на второй срок другого вице-президента, губернатора Нью-Йорка Джорджа Клинтона.

Теперь я мог покинуть кладбище с чувством выполненного долга. У выхода я опять столкнулся с тем пареньком, что подсказал мне направление. Тот готовился запереть ворота (было начало четвертого). Интересно, если бы я подошел на минуту позже, пришлось бы мне тогда ночевать на этом кладбище (или лезть через ограду)?

Скорее всего нет. Я надеюсь, что где-то должен быть другой выход, но все равно очень удачно, что я успел.

Комментариев нет: