воскресенье, 19 июня 2011 г.

Grand finale at PSO

Рассказы о NOS будут продолжены на следующей неделе, а пока не забыл надо кратко написать о последнем в этом сезоне концерте в Pittsburgh Symphony. Уже на следующий день после возвращения с конференции, со все еще усталой головой, я пошел слушать музыку.

Для Grand Finale маэстро Хонек выбрал произведения известные и не очень известные. Открывало вечер сочинение немецкого композитора Вальтера Браунфельcа, которое полностью называется «Фантастические видения на тему Гектора Берлиоза» и написано в 1914–1917 годах. Идея произведения пришла к композитору после того, как он послушал драматическую легенду Берлиоза «Осуждение Фауста». Особенно его поразила мефистофелевская песня о блохе. Эта тема не отпускала Вальтера даже в окопах Первой мировой, и в итоге были созданы 12 вариаций для оркестра, названные видениями.

Все произведение длится 50 минут, но Хонек выбрал шесть-семь лучших частей, минут на двадцать пять. Вообще, если бы художественный руководитель PSO не любил музыку Браунфельса, то она никогда бы в Питтсбурге не прозвучала. Ныне этот композитор, которого в 1920-е ставили на равных с Рихардом Штраусом, позабыт, и я впервые услышал о нем в связи с этим концертом. Но музыка оказалась весьма приятная для прослушивания, хотя не покидают ощущения, что тут цитируется не только Берлиоз, но и с полдюжины других композиторов.

В первом отделении за Браунфельсом последовал традиционнейший Бетховен: Четвертый фортепианный концерт в исполнении Эмануэля Акса. Этот пианист выступает с PSO регулярно: мы его слушали в январе 2010 года, причем играл он тот же концерт Бетховена. Тогда я особо не нашелся, что сказать, да и сейчас не берусь говорить о музыке как таковой. Это музыка для души, а не для ума. Бетховен действует на меня настолько умиротворяюще, что сразу перестала болеть уставшая с дороги и бессонницы голова, и меня совершенно перестало тянуть спать. Публике тоже все понравилось, и громогласными продолжительными аплодисментами Акс был без труда зазван сыграть бис.

Фотоаппарат я в тот день не взял, так как по Даунтауну ходить не собирался. И только проходя мимо портрета Уильяма Стайнберга, главного дирижера PSO в 1952–1976 годах, вспомнил, что обещал его сфотографировать. Но даже если бы фотоаппарат оказался при мне, задача была бы не из простых: мало того, что в том углу темно, так еще другие слушатели толпятся кругом. Но раз обещал, значит, осенью сфотографирую. Потому что неожиданно обнаружился выход из Heinz Hall'а в огороженный двор с водопадом и современной скульптурой, которые тоже хотелось бы запечатлеть.

Во втором отделении сыграли Четвертую симфонию Брамса. Музыка тоже мне весьма знакомая, хотя питтсбургский оркестр звучал несколько иначе, чем в записях, которые я слушал до этого. Мне всегда обычно нравятся самые быстрые и веселые части, потому в Четвертой Брамса мой фаворит – скерцо, третья часть.

И с автобусом до дома мне повезло. Хотя народу на остановке скопилось так много, что 71D загружался четыре минуты. Как раз успел подойти свободный 71A, который мне еще лучше подходит.

Сезон 2010–2011 в PSO для меня закончился. И вообще на какой-либо концерт я не собираюсь до сентября. Если подводить итоги сезона, то есть выделять наиболее понравившееся и запомнившееся произведение, то я вынужден отметить целую тройку:
1. Пятую симфонию Чайковского.
2. Реквием Верди.
3. Первый скрипичный концерт Шостаковича.

А если еще шире брать, то нельзя не упомянуть «Сад космических размышлений» Гандольфи и традиционный штраусовский концерт на День Благодарения. То есть сезон вышел крайне удачным. Надеюсь, что в тех местах, где мне придется постдочить, у меня тоже будет возможность ходить на концерты.

Комментариев нет: