пятница, 1 марта 2013 г.

Классификация вегетарианцев

Нарезая сегодня к обеду четыре фунта говядины, я, от нечего делать, вспомнил свою классификацию вегетарианцев. Вначале идут вегетарианцы идейные. Они разделяются на три группы.

1) Те, кому религиозно-моральные взгляды не позволяют есть животных
Будучи либералом, я ничего не имею против того, что в головах других людей сидят разные тараканы. Я, например, не стал бы осознанно есть человечину даже в экстремальных условиях. И не стал бы лично убивать животное, которое мне ничем не угрожает. Но вот свинину, говядину и курятину я ем и не задумываюсь, что это кусок кого-то, кто некогда хрюкал, мычал или кудахтал. Для меня это белковая субстанция, которая магическим образом появляется на полках магазина или на моей тарелке в ресторане.

Если другие люди не настолько черствы, как я, то я даже рад за них. Сострадание даже к неразумным существам - не самое плохое человеческое качество. ("Это иррационально", - как сказал мой брат, запрещая мне выкладывать в ЖЖ фотографии сырого или приготовленного мяса). Но я уважаю чужую позицию только до той поры, пока любители животных или соблюдатели постов не переходят к фанатизму и не начинают указывать мне, что я должен есть. Вся эта террористическая и политическая борьба за права животных с парадами и лозунгами мне не по душе.

Сюда же отнесем тех, кому не нравится вкус мяса: "один любит арбуз, другой свиной хрящик".

2) Те, кто не ест мясо, заботясь о своем здоровье
Существует мнение, что растительная пища здоровее животной. Наверно, это так, хотя я бы сказал, что намного здоровее есть меньше, чем заботиться о том, что ты ешь. Конечно, если доктор аргументировано прописал отказаться от мяса, то докторам виднее. Я и сам задумался, когда мне намекнули, что мои суставные боли могут вызываться иммунными реакциями организма на "красное мясо" (задумался, но от свинины и говядины пока не отказался). Но, во-первых, я ожидаю от подобных вегетарианцев быть последовательными и отказаться от алкоголя и курения, которые наносят их здоровью более быстрый и ощутимый вред. Если можно выпить в праздник, то и мяса можно съесть. Во-вторых, я уверен, что есть мясоеды, прожившие долго и счастливо, и есть вегетарианцы, умершие молодыми. Я предпочел бы прожить свои 85 лет, наслаждаясь вкусом мяса, чем жевать зеленый салат в надежде провести за этим увлекательным занятием еще сто лет. И отсюда вытекает "в-третьих" - психологические страдания от поедания невкусной пищи вредят моему организму больше, чем поедание мяса.

3) Те, кто заботится о глобальных вещах
Глобальные последствия сложно предсказать. Но на первый взгляд производство растительной пищи наносит меньше вреда нашей планете, чем выращивание скота (его, в конце концов, тоже надо чем-то кормить). Ну, и коровы производят метан, вытаптывают поля и так далее. В простейшем приближении, чем дороже вещь, тем хуже она для экологии, так как на нее потрачено больше людских, энергетических, водных и других ресурсов. А рис или макароны дешевле мяса будут - факт.

Если даже не углубляться в философские вопросы о смысле жизни отдельного человека и всего человечества, то мы все равно придем к мальтузианской дилемме: или контролировать численность людей на планете, или менять технологию производства пищи. Прокормить 7 миллиардов людей мясом счастливых "органических" коров, пасущихся на просторных заливных лугах, мы не сможем, потому что не хватит столько лугов на Земле. В этом смысле поощрение вегетарианства - неплохая альтернатива. (Растения все равно будут селекционными, то есть ГМО, но это уже совсем другая тема).

Но вот как-то я не готов отказаться от мяса ради спасения человечества. Может, все-таки будем выращивать коров в стойлах и откармливать их кукурузой? Неужели на меня не хватит? Много ли мне надо. Вряд ли я съедаю больше 100 кг мяса в год. Я и так стараюсь съедать все, что мне кладут на тарелку и не выбрасывать еду в мусорное ведро. При нынешнем мировом производстве мяса в 300 млн тонн его как раз хватит на 3 миллиарда человек.

4) Вегетарианцы вынужденные
Кто-то и рад был бы поесть мяса, но то ли денег нет, то ли жена не разрешает. Наверно, на Земле большинство вегетарианцев такие вынужденные. Живут на своих рисовых полях Бангладеша и мечтают как в праздник съедят всей семьей тощую курицу. А все идейные вегетарианцы - это блажь индустриального мира. Как говорят, застольный этикет придумали не голодные люди. Но вот мы купили вчера по скидке эту говядину: $3 за фунт, это 200 рублей за килограмм. Разве это дорого?

В общем, пора мне идти есть, что приготовил. А внизу оставляю опрос и предлагаю смелым читателям себя классифицировать.

Я ем мясо Религиозные или моральные взгляды не позволяют мне есть мясо Я не ем мясо, потому что это вредно для моего здоровья Я не ем мясо и этим решаю проблему глобального потепления У меня нет денег, чтобы покупать мясо

Комментариев нет: