четверг, 2 декабря 2010 г.

Как я читаю интернет и книги

В формально первый день зимы в Питтсбурге выпал первый снег. Но написать я хотел о своей привычке открывать очень много tabs в браузере. У меня развилась привычка читать в одном тэбе абзац, потом, если не очень интересно, переходить к следующему тэбу, читать абзац там и так ходить взад-вперед. Прокрутка регулируется так, чтобы я знал, что читать надо со строчки в самом верху. Когда уже конец экрана, то прочитанные абзацы выделяются.

Часто бывало, что я не успевал до сна прочесть все, что намеревался. Закладки в этом случае помогут, но информация о том, где именно я остановился будет потеряна. Спас меня Менеджер Сессий: addon к Firefox'у. После установки он добавляется в меню Tools. Отныне я смог сохранять отдельные окна с многочисленными тэбами или целые сессии из многих окон, а потом моментально возвращаться к ним. Причем восстанавливается не только позиция прокрутки, но и история переходов: в любом тэбе можно нажать кнопку «На предыдущую страницу». (Важно поставить опцию «Всегда открывать в новых окнах и ничего не закрывать»). Сессии хранятся в виде небольших файлов, которые легко можно перенести. Например, когда в августе мы были в России, я сохранил текущую сессию и потом продолжил читать ее в Питтсбурге как ни в чем не бывало.

Теперь придя домой и сев за компьютер, я не должен вспоминать, какие сайты обязательны к ежедневному посещению. Я щелкаю на сессию Start и открывается окно с 15 тэбами:

1) университетская почта;
2) яндексовская почта;
3) новости в vkontakte;
4) статья “Deaths in 2010” в Wikipedia;
5) сайт Экслера;
6) Бизнес-линч;
7) френд лента ЖЖ;
8) блог Леонида Каганова;
9) сайт «Спорт-Экспресса»;
10) основная страница ЖЖ с сюжетами дня;
11) рейтинг постов ЖЖ;
12) gazeta.ru;
13) weather.com с погодой в Питтсбурге;
14) pittnews.com: сайт местной студенческой газеты;
15) новости на моей странице в Facebook'e.

Задача на вечер – прочитать и закрыть все эти окна.

Кроме того у меня есть еще сессии, содержащие разной всячины от художки до научных статей, в чтении которых я застрял на неопределенной середине. До этих вкладок руки доходят разве что на выходных.

На ноутбуке у меня есть своя особая сессия. Так как ЖЖ читается дома, то в лабе, если есть время, читается Chemical & Engineering News. От бумажных номеров я отказался, но вот каждый понедельник я открываю все статьи нового выпуска. Дальше сохраняю сессию и начинаю разбираться. Что-то закрывается сразу, что-то читается сразу, что-то растягивается на поабзацное чтение. Если что-то не успел прочитать за неделю, то к нему добавляются новые вкладки из свежего номера. Например, на этой неделе в понедельник утром в сессию был сохранен 71 тэб. За три дня с уменьшил это число до 35. На самом деле, кроме C&EN, там висят еще самые разные сайты, которые меня чем-то заинтересовали и которые таким образом медленно читаются.

Эта привычка прыгать от тэба к тэбу перешла у меня и на чтение бумажных книг и журналов. Например, читая Science, я отмечаю закорючкой абзац, на котором остановился и перехожу к следующей статье. Так как времени прочитать все у меня просто нет, то таким образом я не застряну на статье в начале, когда в середине может быть что-нибудь более интересное. По заголовкам сразу не поймешь.

Книжки по химии также читаются по принципу: абзац из первой главы, затем из второй и так до последней, затем снова из первой. Прочитанный текст отмечается сплошной карандашной линией на полях. Видение и понимание материала становится иным, нежели при традиционном сплошном чтении. Недаром мне понравился «Хазарский словарь» Павича. А книга, которая пробудила во мне интерес к химии была не учебником, где некто расставил главы в строгой последовательности, а энциклопедией, где я волен был сам выбирать, читать ли мне про «Азот» или сразу рвануть к «Щелочным металлам».

Не знаю, может, это только мне такой подход нравится. Какие-то книги так читать, конечно, нельзя, так как перескочив к главе 5, можно просто ничего не понять. Но с другой стороны будешь внимательнее читать главу 1, где объясняются встреченные незнакомые слова, зная где и как пригодится описанный материал. Хорошую книгу, что научную, что художественную все равно нужно как минимум два раза перечитывать.

Да и к экзаменам я всегда готовился так же: сразу учил параллельно все темы, а не так, что сегодня первые десять лекций, завтра вторые десять. В моем случае в каждый момент я был готов ответить любой билет, скажем, на 50%. Во втором, какие-то вопросы знаешь на 80%, а какие-то на 5%. А так как времени, чтобы подготовить все на 100%, никогда не хватает, то мой метод позволяет меньше зависеть от удачи.

Комментариев нет: