воскресенье, 5 октября 2014 г.

Особенности сдачи крови в США

Я с детства боялся крови и всего, что связано с сердечно-сосудистой системой. Однажды даже потерял сознание, когда мне мерили давление. Приближаясь к 30 годам, я решил бороться с глупыми детскими страхами, а заодно проверить, как мой организм отреагирует на небольшую кровопотерю. В январе я записался на сдачу крови в лабораторию, которая обслуживает университетский госпиталь.

Все, что я тут напишу относится к моему личному опыту в штате Юта. Не удивлюсь, если в других штатах законы другие. В Юте же оказалось, что можно или сдавать кровь за деньги, но тогда она пойдет только на научные исследования, или сдавать кровь для переливания в других людей, но тогда делать это надо бесплатно и добровольно. Для меня сейчас, чем меньше источников дохода, тем проще бухгалтерия, поэтому я решил сдавать кровь для людей.

Записаться можно в интернете в абсолютно любой день с 9 до 3, но можно придти и без записи. Первым делом потребуют ID, так как надо жить в радиусе 500 миль от места сдачи и быть старше 18 лет (можно сдавать с 16-ти, но с разрешения родителей).

Вторым делом надо заполнить довольно длинную анкету и прочитать буклет. В анкете будут вопросы весьма личного характера. Ничто не запрещает скрыть правду, но я так понял, что эта анкета в первую очередь помогает самому потенциальному донору определить, насколько безопасно ему сдавать кровь. А на разные гадости, типа ВИЧ, кровь так и так протестируют, что бы ты ни написал.

Итак, кому можно, а кому нельзя сдавать кровь в штате Юта. В этот день надо чувствовать себя полностью здоровым, никаких недомоганий и простуд. Весить не меньше 110 фунтов (50 кг). После предыдущей сдачи крови должно пройти не меньше 56 дней. Нельзя пить алкоголь в предыдущие сутки (я даже чай прекращал пить, переходил на молоко и хлопья, содержащие много железа, а алкоголь я уже скоро год, как я не пил). Нельзя сдавать кровь беременным женщинам, наркоманам (всем, кто вкалывает себе не прописанные врачом лекарства), обладателям пирсинга и татуировок (может быть, серьги в ушах разрешены - не проверял, так у меня их нет). Далее следуют расспросы о сексуальной жизни донора.

Запрещается сдавать кровь всем, кто когда-либо занимался сексом за деньги. Тем, кто занимался сексом с больными гепатитом, ВИЧ, гемофилией (идет список болезней). И, наконец, мужчинам, имевшим секс с мужчинами после 1973 года. Запрет введен FDA в 1983 году, когда началась эпидемия СПИДа, и никто не понимал, что это за фигня. С тех пор диагностика улучшилась, но отменить этот запрет власти США не спешат. Сан-францисские геи негодуют, обещают сдавать 140 тыс. литров крови ежегодно, но власти не спешат отменять запрет. Тут же приписано, что женщинам, имевшим секс с подобными мужчинами, тоже сдавать кровь нельзя. Нахождение в американской тюрьме или следственном изоляторе дольше 72 часов тоже лишает вас право на донорство. Ну, им виднее, какие у них в тюрьмах порядки. Есть сотня других причин, по которым туда лучше не попадать.

Далее идет список операций, болезней, которыми нельзя было болеть, и лекарств, которые нельзя принимать. О большинстве из них я, разумеется, никогда не слышал. Но часто даже малярия, если она перенесена более 3 лет назад, не будет причиной для отказа. Так в списке лекарств я нашел стероидные противовоспалительные препараты, которые я принимал более 6 лет назад. В буклете я прочитал, что они находятся там по простой причине: если человек их принимает, то он может искусно замаскировать свой артрит и что он не то, что кровь сдавать, ходить без таблеток не может. Что правда. Но я их столько уже не принимал. И в огромном поле, куда американцы вписывают принимаемые в настоящий момент лекарства, я с гордостью пишу “None”. Наша домашняя аптечка содержит бинт, пластырь и активированный уголь. Из них используется только бинт - мазать маслом сковородки, когда мы печем блины. И пластырь - раз в год, если поход в горы оказался не слишком удачным. Поэтому я решил, что преднизолон, принятый в 2006 году, мою кровь не испортил и продолжил заполнять анкету.

Путешествия заграницу. Не могут сдавать кровь те, кто прожил более 5 лет в Европе или кому в Европе делали переливание крови. Отголоски эпидемии коровьего бешенства. Но Россия не находится в буклете в списке европейских стран. Отмечаю, что за последние 3 года я был только в России. Потом медсестра пробьет все посещенные страны по компьютерной карте распространения малярии. Россия чистая, ездить и жить там донорам можно. А вот даже с Мексикой уже все сложно. Зависит от того, какой штат вы посещали. Канкун - ОК, но есть весьма малярийные места. В таких случаях перед сдачей крови должен пройти год после возвращения в США. Я уж не говорю про какую-нибудь Либерию.

Анкета заполнена, и медсестра проводит предварительные анализы. Берется кровь для определения уровня железа, мерится пульс (должен быть 50-100), температура (не выше 37.6 °С), давление (тоже свои нормативы есть). В первый раз я пришел сдавать кровь пешком, а это более, чем часовая прогулка по гололеду и морозу. Пульс был 78 (я же говорю, что тема крови заставляет меня беспричинно беспокоиться). Потом просил брата подвозить меня туда и обратно на машине.

Медсестра расписывается: “Годен”, донор тоже расписывается, что претензий не имеет. Тебя оставляют одного в маленькой комнатке и дают бумажку с двумя стикерами: STOP и GO. Один из них надо наклеить на свою анкету. Кровь теперь возьмут в любом случае, но если наклеишь STOP, то ее выкинут и не будут никак использовать. Мне сложно уловить юридические и этические аспекты этого последнего испытания. Я клеил GO: моя главная цель - проверить себя, но если уж кровь взяли, то мне не жалко, если ее кому-то перельют.

Далее ложишься на кушетку (даже обувь никто не снимает), тебе кладут в ладонь резиновый мяч, который надо будет сжимать каждые 5-10 секунд, пока будет забираться кровь. Ну, и почти как при анализе крови из вены: мажут руку спиртом, вставляют иголку и бордовая жидкость начинает течь по пластиковой трубке в пластиковый же пакет. Отбирают 1 пинту (473 мл). В последний раз у меня на это ушло 5 мин 46 секунд. Можно еще сдавать тромбоциты - это процедура на 1.5 часа, но я пока не собираюсь.

Пока лежишь, или болтаешь с медсестрой (похоже, им по инструкции полагается отвлекать донора от мрачных мыслей о бренности бытия), или наблюдаешь за другими сдающими. Большая проблема США, что кровь сдает в основном белый средний класс, а распределение групп крови у него несколько иное, чем у представителей других рас. Поэтому какой-то крови много (как моей O+), а какой-то не хватает.

Наконец, трубку перекрывают, иглу вытаскивают, руку заматывают. Но ты еще не свободен. Особенно я боялся в самый первый раз - я же никогда не терял за раз пол-литра крови, смогу ли я дойти 40 минут до офиса брата, а потом 30 минут до дома? Один, зимой, по пустому кампусу. Впоследствии оказалось, что прекрасно дойду, но в тот момент подобные мысли привели к тому, что выглядел я со стороны неважно.

Сразу после сдачи крови донора отправляют есть бесплатные снэки (орешки, печенье) и пить бесплатный сок или кока-колу. По-нормальному - 10 минут отсидел, помахал медсестрам ручкой и свободен. Но в тот первый раз в январе я, должно быть, был настолько бледен, что меня скоро попросили снова лечь и задали коварный вопрос: насколько я себя чувствую по 10 балльной шкале. Я-то, незнакомый с американской медициной, решил, что на 9 или 10 я не чувствую себя никогда, на 7-8 - обычно по жизни, а 1-2 - это плохо, потому что не будут же трупу задавать такой вопрос? Я честно сказал, что на 5. Оказалось, что по их шкале это почти труп. Меня не отпускали еще полчаса, пока я их не заверил, что уже чувствую себя на 9 и что мне тут до дома 5 минут дойти. Они мне потом вечером звонили и интересовались, не сдох ли я.

Это на самом деле была моя ошибка. Надо есть непосредственно перед сдачей крови, а не за 2-3 часа до этого. И уж точно не проходить перед этим 4 мили пешком по зимнему Солт-Лейк-Сити. Но мне говорили, что в первый раз всем бывает хуже, чем потом (значит, правильно, что я решил потренировать организм к кровопотерям). Я потом сдавал кровь дважды, и уже никакого головокружения не чувствовал. Умею же я себя в первый раз психологически накрутить.

Если в течение 3 дней после сдачи крови заболеешь, то просят им позвонить. Они же обещают позвонить, если в сданной крови найдется какой-нибудь сифилис. И оказывается, что за кровь все же полагаются некие donor reward points. В первый раз мне даже дали 200 штук (в остальные по 100). Но не потому что я был столь жалок после сдачи, а потому что сдавал я накануне Дня Мартина Лютера Кинга. И вот накопилось у меня 400 пойнтов. Можно было бы копить 1000 пойнтов на аптечку или 1600 пойнтов на фонарик, но я решил, что лучше потрачу их на gift в детский госпиталь. Раньше за 300 пойнтов они дарили медвежонка. Это, конечно, очень sweet, но потом они поменяли подарок на набор, состоящий из игральных карт, ink stamps и прочих интерактивных штук. Давным-давно я попадал на пару дней в больницу с подозрением на апендицит. И единственное, что сохранила моя память, как я играл там в подкидного+переводного дурака (ну, и то, что окно палаты выходило на кладбище и что апендикс мне так и не вырезали). Не знаю, во что играют ютовские дети, но я потратил 300 пойнтов, чтобы подарить им картишки.

Комментариев нет: