вторник, 14 октября 2014 г.

Как устроено наше типичное приложение?

Отвечать на этот вопрос я буду на примере iOS-версии тех же Аминокислот, которая после последнего обновления почти не отличается от Android-версии). Первый экран, который видит пользователь после запуска - главное меню с 9 кнопками.



9. Первый режим называется просто “Аминокислоты”, и его тип я определяю, как letter quiz или, что точнее, spelling quiz. Каждый вопрос - структура аминокислоты и клеточки для вписывания ответа, соответствующие количеству букв в слове. В распоряжении игрока “клавиатура” из 14 букв. Задача проста - нажать на буквы в правильном порядке (А-Л-А-Н-И-Н), и они переместятся в клеточки для ответа.



Чаще всего в ответе меньше 14 букв, поэтому на “клавиатуре” есть лишние случайные буквы. Если в ответе больше 14 букв, то несколько букв будут уже приписаны в конце ответа (или необязательно в конце), и игроку останется заполнить только 14 клеточек.

Такой режим игры придумал, конечно, не я. Полтора года назад в App Store начался бум на подобные игры, которые чаще всего ассоциируют с крайне успешной 4 Pics 1 Word. Но там по четырем картинкам отгадываются простые английские слова: water, banana. А я (и многие другие разработчики) распространили эту модель на самые разные картинки, слова и темы: например, Гетероциклические соединения (iOS, Android).

Главная наша инновация - наши приложения простые, и мы люди нежадные. Во всех подобных играх игроку не сообщается, угадал ли он букву правильно или нет, пока не угадано все слово целиком. Если не знать ответа, то подобрать его методом тыка нереально. Рано или поздно застопоришься на очередном вопросе, и тебе (не)навязчиво предложат заплатить. За реальные деньги можно купить подсказки: открыть одну букву, убрать лишние буквы с “клавиатуры”, пропустить вопрос. У нас все по-другому - правильность буквы проверяется сразу: верная - останется в клеточке ответа; неверная - улетит обратно на “клавиатуру”. Любое слово может быть отгадано методичным тыком, поэтому я настаиваю на том, что наши приложения обучающие, а не только проверяющие имеющиеся знания.

Однако полностью от подсказок мы не отказались, но и тут мы придумали собственную систему. Над структурой аланина вы могли заметить две кнопочки “Открыть” и “Убрать”, а в самом верху скриншота строй из пяти лампочек слева и число 35 + лампочка побольше справа. Это означает, что у игрока есть 35 подсказок, за 10 из которых он может открыть следующую букву или за 5 - убрать 2 лишние буквы (“Я” и “Э” например). За каждое правильно угаданное слово можно получить максимум 5 подсказок (левые лампочки), но этот бонус уменьшается на единицу за каждую неправильно поставленную букву. Поэтому при тупом тыке подсказочный бонус очень быстро исчерпается. Но в принципе, используя подсказки или нет, каждый может пройти все вопросы, нигде не застряв основательно.

Мы не продаем подсказки по отдельности (например, 1000 подсказок за $5 - так называемые consumable purchases: потратил - покупай новые), но у нас есть возможность купить “Бесконечные подсказки” (обычно за $2). После этого кнопка “Открыть” превращается в читерскую словобойку: на нее можно будет кликать с бешеной скоростью и открывать все слова в момент. Между прочим, очень помогает нам самим при тестировании будущего приложения.

Всего вопросов в первом режиме 22 по числу протеиногенных аминокислот: 20 канонических + селеноцистеин и пирролизин. Я всегда стараюсь расставлять вопросы по возрастанию сложности: в данном случае от глицина к пирролизину. После 22 правильных ответов вопросы начинают повторяться в случайном порядке, а кнопка режима в главном меню становится “золотой” (под ней пишется прогресс игрока). В некоторых приложениях часть режимов может быть изначально недоступна и откроется только после набора определенного прогресса (“дать 50 ответов”) в предыдущих.



8. Второй режим по игровой модели аналогичен первому. Даже структуры повторяются, но на этот раз вместо полного названия аминокислоты нужно отгадать ее трех- и однобуквенное обозначение. Разумеется, латинскими буквами, несмотря на то, что язык приложения выбран русским.



7. Третий режим - Карточки (Flashcards). Вот это уже чистое обучение по тем же 22 аминокислотам.


Что мы видим? Химическую структуру и две кнопки “Показать ответ” и “След.”. Предполагается, что пользователь напрягает память, вспоминает, что это гистидин и проверяет, правильно ли он вспомнил. Карточки могут быть и в другую сторону: дано название, предлагается вспомнить структурную формулу. Помимо них будут показаны аббревиатуры, значение pI (изоэлектрической точки) и дан очень краткий комментарий о свойствах аминокислоты.



Далее игрок должен ответить на вопрос, насколько хорошо он знает данное соединение по пятибалльной шкале. Ответ повлияет на то, как часто эта карточка будет снова ему показываться: знает - реже, не знает - чаще. Кнопка “След[ующая]” позволяет проматывать карточки, не открывая подробную информацию.

6. Дальше все просто. Четвертый режим “Непротеиногенные аминокислоты” аналогичен первым двум и содержит еще 21 соединение. Там не только аминокислоты как таковые, но и дипептиды (аспартам), аминосульфокислота таурин. Подозреваю, что большинству пользователей нужны те классические 20, а на этот довесок им наплевать. Что ж, в химических приложениях я позволяю себе выпендриться и пойти дальше “школьной программы”.



5. “Дополнительные карточки” - флэш-карточки по этому дополнительному 21 соединению. Тоже с пояснениями. Когда я переводил приложение на многочисленные языки, пожалел, что связался с этими комментариями. Сами названия аминокислот легко найти в Wikipedia на всех языках, а вот на перевод даже простенькой фразы “входит в состав коллагена” уйдет пара минут.



4. Привычный всем тест с четырьмя вариантами ответов. По всем 43 соединениям (22 + 21). Есть вопросы как в одну сторону (дана структура - выбрать название из четырех),


так и в обратную (для названия выбрать одну из четырех структур).


У игрока три “жизни”, обозначенных сердечками в верхнем правом углу. За каждую ошибку одно сердечко сгорает. Три ошибки - начинай сначала. Причем правильный ответ автоматически не зажжется. Можно проиграть уже на самом первом вопросе, если подряд нажать на три неправильных варианта. Цель - дать максимальное число правильных ответов до трех ошибок или до добровольного выхода в главное меню.

Этот режим появился только в самой последней версии “Аминокислот”, хотя в других наших приложениях мы добавили его уже давно. Есть еще вариант теста не на жизни, а на время, когда надо дать максимум ответов за одну минуту, а каждый неправильный ответ снимает 5 секунд. Учитывая задержку на появление нового вопроса, я оцениваю теоретический максимум в режиме на время в 40 правильных ответов - для людей с потрясающей реакцией и идеальным знанием темы.

3. Кнопка “Химические вещества” не новый режим, а ссылка на мое приложение Химические вещества (iOS, Android). При нажатие откроется его страница в Apple App Store. Такой бесплатный, но эффективный способ прорекламировать другие свои продукты.

2. Переход в опции, где полно своих кнопочек. Этот экран почти не меняется от приложения к приложению. Даже иконки используем те же самые.

- 2.9. Встроенная покупка, отключающая рекламу в игре. Я-то для снятия скриншотов отключил ее, закомментировав одну строчку в коде. Впрочем, жадные игроки, ненавидящие баннеры, могут отключить себе интернет, откуда закачивается реклама. Или учить аминокислоты по Википедии. В предыдущих версиях эта же покупка открывала еще все карточки. Я давал только по 10 в каждом режиме. Но теперь все карточки изначально доступны бесплатно.
- 2.8. Включить/выключить звуки. Разнообразием они не отличаются. Музыки в квизах нет. У меня на устройствах для тестирования звук вообще выкручен в ноль.
- 2.7. Game Center - внутренняя эппловская “Доска достижений”. Не все игроки там регистрируются, но нынешний рекорд: 922 правильных ответов в трех letter quizzes (некто mick250660, всего 3111 игроков).
- 2.6. и 2.4. Ссылки на приложения Углеводороды (iOS, Android) и Функциональные группы (iOS, Android). В химическом приложении имеет смысл рекламировать химию, а не географию.
- 2.5. Покупка “Бесконечные подсказки”, о которой я уже рассказал. О монетизации, то есть о том, как на приложениях зарабатывать деньги, нужно бы отдельный большой пост писать.
- 2.3. Если покупки были сделаны, а потом приложение удалено и установлено заново, то их можно восстановить бесплатно, нажав кнопку “Восстановите покупки”. Таково требование Apple ко всем приложениям с постоянными (non-consumable) встроенными покупками, чтобы такая кнопка где-нибудь была.
- 2.2. “Стереть прогресс” - обнулить прогресс во всех режимах. Вдруг кто-то захочет начать отгадывать все сначала и по порядку.
- 2.1. Кнопка для отправки мне е-мейла прямо из приложения. Там мне и написали про “wild device”. Но обычно приходит одно содержательное письмо в два дня со всех приложений. То есть где-то от каждого 5000-го юзера.

На Андроиде в опциях есть еще выбор языка. На iOS-девайсах язык может быть изменен только в общих настройках самого устройства, что не очень-то удобно. Поэтому мы будем работать над тем, чтобы максимально приблизить Android и iOS-версии, и выбор языков в опциях появится (места, конечно, уже маловато).

1. Наконец, последняя кнопка в главном меню призывает выставить приложению оценку. Откроется окно магазина, но для самого приложения “Аминокислоты”.

В общих чертах так устроены все наши последние приложения-квизы. Индивидуальные особенности некоторых из них опишу как-нибудь потом. А то, как всегда, даю себе установку писать все предельно кратко, а получается пост на 3.5 страницы.

Комментариев нет: