Разработка географических приложений рано или поздно приводит к политическим спорам и дилеммам: а разве Грузия - европейская страна? Где Крым? И так далее. Можно только представить, каково было картографам в прежние века, когда границы государств постоянно перекраивались. Сегодня я расскажу, над какими вопросами мне пришлось задуматься, создавая приложение Страны Европы (iOS, Android).
1. Где проходит граница между Европой и Азией? И она ли определяет европейскость той или иной страны? Оказалось, что эти вопросы далеко не решенные, и в разных странах на них отвечают по-разному. Мне же хотелось в одном приложении угодить и нашим, и вашим.
Три страны однозначно попадают в раздел трансконтинентальных (имеющих территорию одновременно и в Европе, и в Азии): это Россия, Турция и, как ни странно, Казахстан. А вот насчет стран Закавказья мнения американских и европейских географов расходятся. Американцы проводят межконтинентальную границу по Большому Кавказскому хребту таким образом, что малюсенькие кусочки Грузии и Азербайджана оказываются в Европе. Ну, а Армения настолько прочно ассоциируется со своими соседями, что признать первых двух европейскими, а Армении в таком титуле отказаться, было бы некрасиво.
Поэтому я включил все эти шесть стран и в мое приложение “Страны Европы”, и в мое другое приложение Страны Азии (iOS, Android). Вдруг кто-то из них обидится, если я откажу им в европейском статусе. Но с тех пор я несколько раз получал письма и отзывы (преимущественно от немецкоязычной публики) с просьбой выкинуть из приложения “неевропейские” страны, среди которых называлась троица из Закавказья.
Я товарищам-немцам указывал на то, что вопрос спорный и апеллировал к тому, что все они играют в UEFA - европейской футбольной лиге. Там даже Казахстан с недавних пор играет. Аргумент этот слабый, но лучшего у меня нет: в немецкой die Wikipedia те страны не указаны в числе европейских. С другой стороны в UEFA играет и Израиль, но это особый случай. Во всех источниках указывается, что Израиль - азиатская страна, которая играет в европейских лигах по чисто политическим соображениям (ни они к арабам ехать не хотят, ни арабы к ним). Поэтому Израиль у меня есть только в “Странах Азии”.
Наконец, географы относят к Азии островное государство Кипр. И я помню из своего детства, в котором я любил листать географические атласы, что Кипр был неизменно в Азии. Но, позвольте, Кипр с 2004 года - член ЕС. И здесь я проявил волюнтаризм и в своих приложениях однозначно записал Кипр европейской страной. Может, я был не прав?
Что касается границ с другими континентами, то там все просто: Мальта - точно Европа, а не Африка, Исландия - точно не Америка. Проблемы могли бы возникнуть с Гренландией, но я решил, что у меня будут только независимые, признанные государства.
2. Таким образом, у меня не оказалось зависимых от Дании Гренландии и Фарерских островов (несмотря на наличие у последних собственной футбольной команды в UEFA). Никаких Гибралтаров, Аландских островов и Мальтийских орденов. Не приветствовал я сепаратистов всех мастей: ни реальных (Абхазия, Южная Осетия остались в составе Грузии, Нагорный Карабах - в Азербайджане, Приднестровье - в Молдавии, Северный Кипр - на Кипре), ни потенциальных (хотя если бы Шотландия или Каталония, или Венецианская Республика проголосовали за независимость, я бы подумал).
Такой подход часто противоречит реальной ситуации на местах. Но я в первую очередь хотел обучить широкую аудиторию тому, где находится Португалия и как называется столица Бельгии, а не погружать их в изучение особенностей постсоветского зоопарка. Свою роль сыграло то, что я использовал карту с сайта ЦРУ (как и все изображения, созданные для американского правительства, она находится в общественном достоянии), где граница была проведена только по Кипру, а вырисовывать Абхазию мне пришлось бы самому.
Придерживаясь американского взгляда на мир, я должен был признать независимым государством Косово. Поначалу мне это делать не захотелось. Все же Сербия его таковым не признает, а она куда лучше американцев разбирается в этом вопросе. И в первой версии моего приложения было ровно 50 стран Европы. Но время шло, и я все чаще задумывался о том, что в США мое приложение скачали 3000 раз, а сербские закачки Apple даже не считает, но явно там его качают меньше. И ведь все равно будут американским школьникам вбивать в голову, что есть такая Республика Косово, пусть уж знают, где она находится и что ее столица - Приштина, а флаг - с шестью звездочками и рыжей “кляксой”.
Поэтому в Android-версии приложения европейских стран стало 51 штука, с Косово, задвинутым последним вопросом в каждый режим.
3. Мало мне было исторических споров, как появилась новая головная боль. Приложение я начал делать в конце марта. В Крыму уже прошел референдум, но еще никто не мог сказать, к чему идет дело. В первой версии я решил оставить Крым чисто украинским. Всегда можно было прикрыться невежеством (живу в Юте, копирую из Википедии, ничего не знаю), а вот передача Крыма России была бы уже политической позицией.
В приложении есть английская и русская локализации. Добавить украинскую Apple позволяет, но только внутрь приложения, а не в магазин. А я со всеми этими локализациями связываюсь только ради того, чтобы приложение искалось в магазине. В Украине по русским словам оно не ищется, только по английским. Поэтому закачки из России соотносятся с закачками из Украины как 6700 : 250. По моей же логике я должен был занять пророссийскую позицию и учить российских детей, что “Крым - наш”.
Когда в июле я сделал приложение "Российские регионы" (iOS, Android), я, не колеблясь, взял список 85-ти субъектов РФ из Конституции РФ, а карту - с сайта Президента РФ. И да, там были и город федерального значения Севастополь, и Республика Крым. (И все равно одаренный пользователь поставил 2 звезды и вопросил: “А где Крым?”, пришлось тыкать в Крым, переубеждать, и отзыв был снят).
Тем временем Крым уже де-факто стал российской территорией. Википедия и Google Maps обновились. Украина и Россия были поглощены битвой за Луганду. Мобильные разработчики в Google Play гордо указывали свой физический адрес как Sevastopol, Russia. И в своих Android приложениях (iOS пока не обновлял) я стал пририсовывать Крым к России, но не ярко-красным, а розовым (таким же розовым я пририсовываю Косово к Сербии).
В составе Украины Крым остался ярко-красным. Google много лет занимается подобной дипломатией на своих картах, показывая, например, в китайском Гугле спорные территории в Гималаях в составе Китая, а в индийском Гугле - как индийские территории. Можно по-разному относиться к решению Хрущева, но он передал Крым из РСФСР в УССР и точка. Не было никакой неловкой неопределенности и особой позиции Запада.
5. Карты - головная боль. С флагами все проще. Со столицами в Европе тоже спокойно (это вам не столица Израиля или Боливии). Но вот наименования стран могут таить заковыку. Русская Википедии однозначно говорит, что Белоруссия по-русски пишется именно так, а не Беларусь (а по-немецки - Weißrussland, а не Belarus). Но это известная история, что белорусы часто обижаются на Белоруссию, хотя продолжают писать Расiя. Как и то, что грузины даже от японцев потребовали подобрать для обозначения своей страны значки, которые бы читались Джорджия, а не Грузия. Менее известно, что македонцы с греками не поделили название Македония и независимое государство, образовавшиеся из куска Югославии, официально зовется “бывшая югославская Республика Македония”, а просто Македония бесит греков, у которых что-то вроде копирайта с античных времен. Но в моих приложениях это просто Македония. Sorry, Greece.
Я понимаю, что большинство моих пользователей все эти вещи волнуют не больше, чем статус Западной Сахары и Сомалиленда, но все же.
Отгадайте страну:
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий