четверг, 11 октября 2012 г.

Нобель Кобилке был предсказан шесть лет назад

Вчера мы просидели до трех ночи и дождались объявления Нобелевской премии по химии 2012. И первой моей мыслью, после того как я увидел фамилии лауреатов, была: «Александр Григорьевич еще раз угадал!».

Шесть лет назад, осенью 2006 года Александр Григорьевич Шавва – мой научный руководитель в СПбГУ и завкафедрой химии природных соединений – вел для нас, четверых пятикурсников кафедры + магистрантки, мини-курс «Рецепторы лекарственных соединений». Курс был настолько мини, что уместился в четырех лекциях. Хотя в научные интересы АГ в первую очередь попадали ядерные рецепторы стероидов, большую часть курса занимали мембранные белки.


После второй лекции, рассказав об устройстве GPСR, показав семь знаменитых мембран, Александр Григорьевич заговорщицким тоном сказал нам: «Я за свою жизнь правильно предсказал две Нобелевские премии. Сейчас я предскажу третью: Брайану Кобилке за установление структуры мембранных рецепторов». Одна из правильно предсказанных премий была Джону Корнфорту – Химия 1975 – за изучение биосинтеза стероидов; другая уже не помню кому и за что; но вот про Кобилку я запомнил крепко. Возможно, и Лефковиц в курсе упоминался, но я запомнил Кобилку.

Тогда такое предсказание было весьма смелым. Многие важные работы по кристаллической структуре бета-2 адренорецептора человека Кобилка опубликует только в 2007 году. И хотя я обращал внимание на его фамилию каждый раз, памятуя о предсказании своего руководителя, я не видел его в топах кандидатов, которые вывешивают каждый год перед объявлением Нобеля.

Поэтому для меня нынешний Нобель именно по химии, а не по биологии. Разгадана пространственная структура сложных и важных молекул. Раз мы на химфаке это проходили – значит, химия.

Я утром позвонил родителям и попросил их найти и отфотографировать мой конспект. Предсказания в явном виде там не обнаружилось, но фамилия Кобилки присутствует (найди, как говорится, ее на рисунке сверху).


И еще раз мои поздравления Александру Григорьевичу с третьей предсказанной Нобелевской премией.

Комментариев нет: