На постаменте написано Vladimir Lenin (1870-1924), чтобы никто не сомневался. Мы выдвинули пару рабочих гипотез: владельцы бара «Красная площадь» купили (нашли на помойке) списанного Ленина, у которого уже не было головы. Или это такое произведение современного искусства: античная Венера – без рук, а советский Ильич – без головы.
В итоге компромисс был найден. Была инсталляция – настало время перфоманса. Ленину торжественно отпилили голову, пьедестал измазали белой краской, что должно символизировать голубиный помет. Памятник вождю превратился в памятник победы над угнетателями. Мне, как представителю освобожденного народа, предлагается задуматься над тем, стоял бы я сейчас в центре Лас-Вегаса, если бы 20 лет назад не развалилась система, которую создал ныне обезглавленный монстр.
А голову они не выкинули. По слухам, они заморозили ее во льду внутри бара, и если посетитель закажет дорогое бухло и вежливо попросит бармена, то ему дадут посмотреть на бронзовый череп.
Кто-то начнет бухтеть, что вот американцы нетолеранты по отношению к политическим и религиозным (а именно такую природу любви к Ленину культивировали в СССР) взглядам других людей. Но не эти ли же бухтельщики обвиняют США в зашкаливающей толерастии? И правильно обвиняют, потому что американская политкорректность ползет черепашьими шагами и подолгу не может избавиться от двойных стандартов. Как говорил про столь ныне любимых в Штатах гомосексуалистов Никита Сергеевич Хрущев: «...так почему, я говорю, педерастам – десять лет, а этим орден должен быть? Почему?». Попробовали бы в США в частном отеле поставить обезглавленную статую Мартина Лютера Кинга. Начался бы вселенский вопль по всем телеканалам и интернетам. А почему? Потому что на МЛК навешен ярлык «хороший», а на Ленина навешен ярлык «плохой».
Я не собираюсь защищать политику и жизнь В. И. Ульянова. Мы с ним лично не были знакомы. Но на мой взгляд памятники стоят не ему, а его героическому образу, созданному советской пропагандой. И образ этот хороший. Трудолюбивый и целеустремленный молодой человек всю жизнь учился, выступал с проповедями, страдал в ссылке, чтобы потом победить врагов и освободить народ. «Рассказы о Ленине» Зощенко и «Ленин и дети» Бонч-Бруевича – добрые. Я их в детстве любил и ценил не меньше историй о Винни-Пухе (у них похожая стилистика). Время от времени вспоминаю, например, историю об «обществе чистых тарелок» или о том, как Володя Ульянов бросил курить безо всякого Алена Карра.
В общем, у нас есть мифология о Ленине со знаком плюс, а у американцев, по-видимому, со знаком минус. Турист из Оклахомы смотрит на Ленина как на какого-нибудь Кащея Бессмертного. И памятники у нас и у них, как я сказал, стоят не настоящему Ленину, а разработанному мифологическому персонажу. Если почитать Ветхий Завет, то Бог там с современной точки зрения злой-презлой, глупый и несправедливый. Однако Библии по всем отелям валяются, и американцы в этого ветхозаветного Бога не только верят, но и любят Его. Но Бога ли описанного в Библии они имеют в виду или тот положительный образ, созданный в их мозгу родителями и проповедниками?
Между прочим, изображать «плохих» вполне в духе христианской традиции. И химеры сидят на Соборе Парижской Богоматери,
и черти на картинах Босха и кузнеца Вакулы прыгают. Нормальные такие, противные, с хвостом и головой. И вообще, почему из того, что мы кому-то поставили памятник, обязательно следует, что мы поклоняемся или боимся этого кого-то? Часто мы просто хотим отметить важную для себя фигуру, о которой не мешало бы время от времени вспоминать. Это как френды в ЖЖ: я френжу не только тех, кого люблю и уважаю, но и тех, с кем несогласен, и хочу их читать именно потому, что несогласен.
В общем, проблема не в Ленине, а в нас, и вот поэтому мне обидно, что мы такие недалекие. Считаем, что бюст, то есть голова без туловища, это прикольно и почетно, а туловище без головы – это издевательство и провокация.
Потом город переименовали, но Ленинов оставили и со временем окружили фонтанами,
В мавзолее я был один раз десятиклассником весной 2001 года, когда проездом через Москву мы направлялись на всероссийскую олимпиаду по химии. Которая проходила как раз в Ульяновске – городе, хранящем традиции «доброго Ленина». И пока мы ждали вечерний поезд, пошли гулять по городу, зашли на Красную площадь, а там и до Ильича рукой подать.
Но находятся странные люди, которые борются с ленинским наследием: устраивают теракты против тела и пришедших ему поклониться, взрывают памятники, призывают переименовать Ленинградскую область. Я однажды получил антиленинский комментарий к посту о клюквенном пироге. В моем повествовании ничего проленинского не было, только указание географической локации. Насколько разная жизнь бурлит в головах у людей. Это же не бот. Это же кто-то ищет, читает посты и пишет в тему. Вот кого-то Ленин не волнует, а кого-то заботит и задевает.
Или вот Железного Феликса с такой помпой в Москве в свое время сняли. Я когда на Лубянской площади оказывался, всегда на оставшийся пенек обращал внимание.
Или вот были мы в Эстонии в Тарту у родственников в 2005-ом. Я бы местного Ленина искать не пошел, даже не стал бы спрашивать, а есть ли такой, а вот как узнал, что отвезли его на помойку, то тут уж точно надо было через весь город пройти, посмотреть на такую метаморфозу.
Но больше всего я огорчился не от того памятника, который видел, а от того, которого не видел. Только совсем недавно, уже живя в Питтсбурге, я узнал, что после войны на Средней Рогатке, то есть Площади Победы в Ленинграде, стоял памятник Сталину. То есть высунувшись из балкона нашей квартиры, я мог бы его увидеть.
И сколько раз нам перечисляли как только ни назывался Московский проспект: и Царскосельский, и Задунайский, и Международный. Только все стыдливо замалчивали (или сами не знали), что с 1950 по 1956 годы он назывался проспект имени Сталина.
В общем, больше памятников хороших и разных. И брать пример можно с тех же американцев, которые сразу после Гражданской войны не стеснялись ставить монументы и северянам, и южанам. Назло анонимным комментаторам, которые кричат, что на барельефе гранитной скалы Stone Mountain в Джорджии изображены не два конфедератских генерала Ли и Джэксон со своим президентом Джефферсоном Дэвисом, а три величайших предателя в истории этой страны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий