четверг, 31 января 2013 г.

Мюзикл о слитом протесте

Мой брат, весьма придирчивый к музыке и ее исполнению, остался доволен. А все началось с "Хоббита". Потом мне на глаза попалась серия из четырех PhD Comics. Я не удержался и пересмотрел замечательное концертное исполнение (так называемый 10th Anniversary Dream Cast). И вот я уже не мог отделаться от мысли, что я обязан посмотреть экранизацию мюзикла Les Misérables (по "Отверженным" Виктора Гюго), пока она идет в кинотеатрах.

Хью Джекман и Рассел Кроу - два любимых мной актера в одном фильме? Я бы пошел даже, если это не был уважаемый мной мюзикл, а какой-нибудь боевичок. Кроу - это "Гладиатор" и "Игры разума" - очень важные для меня фильмы. Джекман - в первую очередь не Росомаха и не Ван Хельсинг, а прекрасный певец, отмеченный наградой "Тони" (театральный "Оскар"). Вот уж про него я точно знал, что он споет хорошо. Честно, если бы главную роль не исполнял Джекман, то я бы решил, что эти киношники опять все испортят, что мюзиклы надо смотреть там, где и положено, - на Бродвее, и никуда бы не пошел.

В 1980 году до сих пор здравствующий композитор Клод-Мишель Шенберг (не путать с "классическим" Арнольдом Шенбергом, который додекафонист, - тот жил в начале 20 века) очень рисковал, делая главного героя драматическим тенором. Таких голосов мало. Но на этот раз им очень повезло, что известный киноактер оказался подходящим певцом.

И тут надо поблагодарить уже признанного режиссера Тома Хупера (The King's Speech я не смотрел, но об успехе его предыдущего фильма слышал) за то, что тот решил не насаждать голливудские штампы и модный 3Д, не стал вводить дополнительные диалоги, а оставил речитативы и непрерывное музыкальное сопровождение. Если первые минут десять все немного раскачивались, то потом сюжет и исполнение полностью захватили меня.

Вот, например, Кроу поет намного слабее Джекмана (он не бас-баритон, как требуется в оригинале, верха очень неубедительные), но внешность у него такая, что тут я готов пожертвовать музыкой. Джекман тоже настолько крут внешне, что если бы ему противостоял кто-то другой, то я бы не поверил. А так я не знаю, кто кого из них заборет.

Три женские партии, ансамбли и хоровые сцены спеты хорошо. А вот комические мошенники в исполнении Саши Барон Коэна и Хелены Бонем Картер переигрывали. Но тут уж грех на что-то жаловаться. Такого уровня мюзикл еще лет десять не снимут. Во многом, потому что нет подходящего музыкального материала. Есть множество "эстрадно-попсовых" мюзиклов, которые я терпеть не могу. Классические мюзиклы, вроде R&H "Карусели", экранизированы много десятилетий назад. Да, есть несколько сильных вещей у Зондхейма, но "Свини Тодда" Тима Бертона я не смотрел и не собираюсь. Я люблю фильмы Тима Бертона, мне часто нравится Джонни Депп как актер, но я не хочу расстраиваться от того, что Депп не может спеть партию Свини Тодда. Что остается? "Into the Woods". Wiki пишет: "In January 2012, it was reported that Rob Marshall has signed on to direct a film adaptation of the musical for Walt Disney Pictures, with James Lapine writing the script and Stephen Sondheim "expected" to write new songs". Ой, ничего я хорошего не жду от "Диснея". Но в кино пойду, когда снимут.

Вернемся к Les Mis. Я рад, что фильм оказался коммерчески успешным (более $300 млн сборов) и выполнил в том числе просветительскую роль. Миллионы людей, которые бы никогда не высидели хороший мюзикл, пришли ради известных актеров и обещанного в трейлере экшена. Многие, возможно, ничего не поняли, им не понравилось, и вообще, как можно сидеть почти три часа без антракта (согласен, в мюзикле могли бы сделать)? Но в этом слезовыжимательном шедевре такая широта героев, событий и поднятых тем, что каждый найдет что-то свое: любовь и прощение, народную борьбу за свободу и личную борьбу с несправедливостью этого мира. Это же французская "Война и мир", вмещенная в два с половиной часа. Я "Отверженные" Гюго не читал, потому что 2000+ страниц. Мне "Собора Парижской Богоматери" хватило, чтобы составить мнение о стиле писателя + в детстве был диафильм "Гаврош", где рассказывалась трагическая судьба мальчика, боровшегося с царизмом.

Итак, в кинотеатрах просмотрен уже второй фильм. Я не жалею, что видел Les Mis в кино, хотя дома его тоже можно смотреть и слушать. Но мы и так ходим на фильмы через месяц после премьеры, когда в зале собирается по 15 зрителей, и мне нравится сидеть по центру и в тишине. В России прокат "Отверженных" начнется только в феврале. Они с субтитрами будут показывать или рискнут перепеть Джекмана? А в 2014 году на Бродвее делают "ревайвл" мюзикла - пойти что ли? И что актуальнее, на какой следующий фильм мы пойдем? На важный. Так совпало, что в декабре 2012 года вышли "Хоббит" и "Ле Миз" (у одного 3 номинации на "Оскар", у других - 8; пора Джекману давать), которые я не мог не посмотреть. Что посмотрим дальше - посмотрим.

А протест? Протест студенты, представители креативного класса Франции 1830-х годов и прочие белоленточники (ок, сине-бело-краснобанточники) слили (и даже погибли), но концовка фильма намекает, что в будущем Франция стала свободной - без королей и без президентов, объявляющих себя императорами.

А вы смотрели фильм или мюзикл "Отверженные"?

Комментариев нет: