пятница, 11 января 2013 г.

Химик без колбы

Я перешел в состояние "не стану миллионером, так хоть высплюсь". Брат сказал мне сегодня: "Забудь о том, что такое выходные, что такое отпуск". В том смысле, что все дни теперь просто дни, которыми я волен распоряжаться без оглядки на начальство. Вот я и сплю: по 8-9 часов ежедневно. И мне иногда снится химия: я ставлю какие-то реакции, читаю статьи о карбен-боранах. И я не могу не задумываться о той роли, которую химия отныне будет играть в моей жизни.


(Пост иллюстрирован фотографиями из прогулок по Питтсбургу на этой неделе).

Во время декабрьского путешествия (о нем я продолжу писать, день за днем, так, чтобы закончить к следующему путешествию в конце февраля) мне снова был задан вопрос: "А зачем тогда было десять лет изучать химию?". И мне бы пройти мимо него, отшутиться, как обычно, что даже если бы я стал профессором, мне бы не пригодились мелкие навыки, вроде умения делить вещества на колонке или знания хим. сдвигов в спектре бора-11, а важные вещи, такие как анализ литературы и решение задач, бизнесмену нужны не меньше, чем ученому. Но я не могу забыть этот вопрос, чем-то он продолжает меня задевать и беспокоить.


Какая-то химия сохранится в моем ЖЖ. Я давно дал обещание написать о том, как решали задачи на наших встречах группы. Я собирался рассказать о своих публикациях, одной за другой, как я сделал со своей первой статьей. Заменит ли мне общение в комментариях те самые еженедельные встречи группы? О, как часто все мы радовались, когда групп-митинги неожиданно отменялись, и я не припомню, чтобы кто-то огорчался, если они отменялись.


Я войду в рабочий режим и буду по вечерам просматривать заголовки статей в JACS и ACIE. Может быть, даже читать что-то, если увижу в соавторах знакомую фамилию. (Спасибо брату-постдоку за доступ к питтсбургской электронной библиотеке). Или заделаться фанатом Фила Барана и перечитать полное собрание его сочинений?


Изредка я буду ходить на семинары и даже ездить на конференции. Все конференции, на которых я побывал, показались мне забавными. Но, возможно, они показались мне таковыми на фоне лабораторной рутины? Я продолжаю присматриваться к National Organic Symposium'у в Сиэтле в июне. Но вряд ли я туда доберусь. Только если мои успехи в бизнесе к тому времени окажутся столь велики, что мне наскучит зарабатывание денег, и моя амбициозная душа потребует научных подвигов.


Я могу больше не думать о грантах, публикациях и рекомендациях. Если у меня есть талант, то впредь я не буду размазывать его на незначительные проекты: на получение карбен-азидоборанов или на установление порядка присоединения лигандов во время сочетания вторичного амина с арил тозилатом.


Я смогу взяться за большие проблемы (origin of life, например). Несколько безрезультативных лет пройдет в поиске проблемы, которая мне по душе и по плечу. Хотя брат замечает, что переселение химиков из MS Word в LaTeX будет большим достижением, чем открытие нового катализатора для фотохимического расщепления воды.


И, конечно, меня часто спрашивают об эксперименте. Работа с веществами руками не вызывает у меня такого отвращения, как попрошайничество у чиновников, но за годы аспирантуры я повзрослел, и времена, когда я мог прогнать вне тяги колонку бензолом и вылить пустые фракции в раковину, остались в моем студенческом прошлом. Если уж заниматься экспериментом, то серьезно и ответственно. А для этого нужны, как ни странно, деньги. И если я не смогу заработать достаточно денег честным бизнесом, а не выпрашиванием грантов, то, наверно, не было во мне того таланта, чтобы сделать в науке что-нибудь такое, что никто не сделал бы вместо меня. А потому мой уход не нанесет урона ни химии, ни человечеству.


Лично мне пока нравится жить без выходных. Каждый день может стать днем великих свершений, а не очередным днем просиживания штанов. А может и не стать. Тут уж все зависит от меня и только от меня.


До встречи, мои химические друзья! Я постараюсь писать в блоге не только о парках Калифорнии, но и о коварстве тотал синтеза и благородстве химической биологии.


Хотя у меня сейчас даже ChemDraw нет. Версии для Мака у меня и не было никогда. Ну, буду рисовать формулы от руки и фотографировать. Шучу. Уж найду какую-нибудь бесплатную рисовалку, когда мне она понадобится.

Комментариев нет: