суббота, 16 апреля 2011 г.

Шуман, Лист, Штраус – Брамс

Пришло время рассказать про два PSOшных концерта, пока я совсем все не позабыл. Были мы на них 1 и 8 апреля соответственно. В первый раз
игралась сборная солянка из произведений Шумана, Листа и Штрауса (того, который Рихард), а во второй раз играли одного только Брамса. На меня эти концерты особого впечатления не произвели и вряд ли запомнятся надолго. А вот брат мой – большой фанат Третьей симфонии Шумана, так что, наверно, остался доволен. А мне Шуман как-то никак не хочет раскрываться. У того же Листа Второй фортепианный концерт был поживее. Брат говорит, что это от того, что Лист – попсовик-затейник своего времени. Но вот с Рихардом Штраусом мы оба дружны. Тем более, что исполняли знакомую нам музыку – сюиту из оперы «Кавалер роз». Сама опера длиннющая, в Мет спектакль длился больше четырех часов, но вот вдохновенной музыки там едва наберется на полчаса. Штраус, видать, это сам понимал и собрал все достойное в оркестровую сюиту, которая нам и была представлена.

Из Брамса выбрали Первую симфонию и Первый же фортепианный концерт. Музыка неплохая, слушать ее легко и приятно, но вот нет какой-то ошеломляющей идеи. Брамс безнадежно застрял в романтизме начала 19 века и не смог оттуда выбраться. Потому в музыкальном развитии симфонии для меня после Бетховена идет Брукнер, а затем Малер. Брамсу в этом ряду места не находится. Фортепианный концерт играл известный пианист Гаррик Олсон, которого мы уже однажды в PSO слушали. На бис, как и в тот раз, он исполнил адажио из «Патетической» сонаты Бетховена.

Я бы сказал, что больше всего за эти два концерта меня восхитили дирижеры. Первого апреля два отделения по сорок минут отмахал 78-летний испанец Рафаэль Фрюбек де Бургос. Чтоб я так мог в 78 лет прыгать и руководить. Дирижеры вообще живут и работают до самого преклонного возраста. У Бургеса концерты расписаны до 2015 года. То, что он не излишне оптимистичен, продемонстрировал неделю спустя дирижировавший Брамсом 84-летний швед Герберт Бломстедт. Тоже такой живенький дед, а не дрожащая развалюха. Весь концерт провел на ногах, хотя манера дирижирования у него более сдержанная и лаконичная.

И еще. В апреле в PSO проходит patron appreciation month, когда на сцену перед концертом выходит кто-нибудь из музыкантов, произносит прочувственную речь о том, как коллектив благодарен, что вы ходите на наши концерты и поддерживаете нас финансово, а не только аплодисментами. Теперь, мол, наш черед вам поаплодировать за это. Встаньте те, кто является подписчиками или делали пожертвования. И где-то половина зала встает, и все им аплодируют.

Комментариев нет: