вторник, 19 апреля 2011 г.

Три условия для возвращения

Когда я в разговоре с кем-нибудь из иностранцев, упоминаю, что собираюсь в будущем стать профессором, то очень часто получаю вопрос, весьма меня раздражающий: «Профессором в России или в США?». Раздражает он меня тем, что иностранцы: что китайцы, что американцы, что французы – очень плохо знают современную Россию.

Чаще всего я отвечаю, что, к сожалению, моя степень PhD из Университета Питтсбурга автоматически не признается в России, а потому подавать на какую-либо позицию преподавателя в российском вузе, я не могу. Придется вначале посидеть в США или Канаде, а потом буду смотреть, стоит ли возвращаться в Россию или применять свои знания и таланты в какой-нибудь Индонезии. Через 10 лет мир изменится может. Я родился в СССР, и где сейчас СССР?

Еще отправляясь в аспирантуру, я попытался сформулировать для себя несколько политико-экономических требований к руководству и народу моей страны, без выполнения которых возвращение в Россию не принесет мне счастья. Их оказалось три.

1. Отмена призыва в армию.
Лично мне подобное рабство не грозит: с воинского учета я в соответствии с законом снялся, и если даже вернусь, то меньше, чем через год, мне исполнится 27 лет. Меня гнетет само наличие дополнительной степени несвободы в жизни. Как если бы по Конституции раз в год 1% самых слабых членов общества скармливали бы Минотавру. Из-за дамоклового меча призыва в российских вузах ошивается много лишних людей, которые сами с радостью, вместо сидения за партами, работали бы или валяли дурака у себя дома. Но как я понимаю, даже либеральная голова тандема Медведев не собирается отменять призыв в ближайшие 10–15 лет.

Некоторые мои однокурсники обучались на артиллеристов. Я на "войну" не ходил, так что фотка не моя (не помню чья). Мне она просто нравится.

2. Повышение аспирантской стипендии.
На мой взгляд, главное отставание от Запада в подготовке ученых в России происходит во время аспирантуры. До этого, на уровне школы и базового высшего образования, можно, по книжкам и по интернету, учиться на уровне лучших выпускников Гарварда (по крайней мере, по химии). А вот дальше российскому аспиранту приходится заниматься наукой в субоптимальных условиях и в то же время подрабатывать на стороне. Результат таков, что если с российским дипломом бакалавра и американским PhD, я могу стать независимым исследователем годам к 28-30, то с российским к.х.н. большинство обречено на жизнь вечного доцента или вечного постдока. Проще всего было бы, чтобы американцы и немцы за свой счет, готовили для России PhD’ей, как они сейчас этим занимаются для Китая, но на вернувшихся в Россию профессоров тоже кто-то должен руками работать. Потому нужны финансово обеспеченные аспиранты, которые только о научных свершениях помышляют, а не о том, где достать 100 рублей на обед. Сколько платить? Скажем, на половину стипендии аспирант должен быть способен оплатить рыночную (а не льготную) стоимость аренды однокомнатной квартиры в десяти минутах ходьбы от лаборатории. В 2007 году в Питере нормальная стипендия была бы примерно 30000 рублей в месяц. Кто ее платит (российское государство, олигархи, западные гранты) для меня не так уж важно. В этом году Путин, кажется, поднимает аспирантскую стипендию с нынешних 1500 рублей до 2500. У него и его последователей впереди еще долгий путь.

Тяга на кафедре ФОХ. Тут творится российская наука.

3. В любом туалете российского университета, в каждой кабинке должны лежать и не исчезать по два рулона туалетной бумаги. Это уже требование не к правительству, а к российскому народу. В США нет платных туалетов, по два рулона лежат и никто их не прет. Мне опять-таки не важно почему, важен сам факт. А на химфаке СПбГУ в туалет я ходил со своей бумагой (а это еще был весьма изолированный, «кафедральный» туалет в дальнем углу здания, куда перваки не забредают), и круг от унитаза прятался, чтобы не утащили.

В том самом туалете.

Требования довольно приземленные, но я же понимаю, что их исполнение невозможно без более глубинных преобразований. Причем это должны быть повсеместные преобразования от Калининграда до Владивостока, а не так чтобы: «Андрей Юрьевич! Вернитесь на Родину! Мы вам построим отдельный университет, где вашим аспирантам будут платить по 30000 рублей в месяц и их не будут брать в армию, а туалетной бумаги будет по три рулона стоять!».

А вообще для меня не характерно желание жить в одной стране всю жизнь. В России я и так прожил 22 года. Если мне надоест в США, то я с удовольствием переберусь куда-нибудь еще.

Комментариев нет: