понедельник, 4 апреля 2011 г.

ТСХ капилляры

За последние три года я использовал от силы пять разных капилляров для ТСХ. Последним капилляром пользуюсь уже, кажется, больше года. Изредка капилляр может сломаться, упасть на пол и потеряться или забиться твердыми частицами так, что его кончик приходится обламывать. Какой-либо иной убыли капилляров не наблюдается. После нанесения каждого образца на стартовую линию пластинки ТСХ я промываю капилляр пару раз дихлорометаном, и он готов к повторному использованию.

Когда я был студентом, то в практикумах натыкался на преподавателей, которые считали, что надо брать новый капилляр для каждого образца, а старый выкидывать, а иначе неизбежно внесешь примесь предыдущего образца. Мой лабораторный опыт показывает, что этот миф не соответствует действительности, по крайней мере в отношении моих веществ. Еще встречались мне люди, не разрешавшие наносить пометки карандашом на пластинку ТСХ: то ли боялись, что поцарапаю, то ли что внесу загрязнения (графитом?). Людям науки (особенно когда речь идет об экспериментальной работе) свойственно пребывать под влиянием мифов и мнения авторитетов не меньше, чем представителям среднестатистической людской массы.

В России мыли пастеровские пипетки и пробирки. Здесь я пипетки выбрасываю, пробирки использую повторно, если уверен, что в них собрались пустые фракции, предварительно ополоснув их ацетоном. Ампулы для ЯМР мыл и мою всегда.

А вот капилляр для ТСХ остается любимым и единственным. Со временем он постепенно укорачивается из-за случайных и вынужденных обломов и скоро перестанет доставать до жидкости в колбе. Но неясно, что наступит раньше: смена капилляра или защита диссертации.

Комментариев нет: