пятница, 8 апреля 2011 г.

«Граф Ори» в Мет

В прошедшие выходные мы в очередной раз съездили в Метрополитен-оперу. В отличие от октябрьской поездки мы посетили всего один спектакль – оперу Россини «Граф Ори» (Le comte Ory). Мы и на дневное представление «Золота Рейна» с удовольствием сходили бы, но доставать билеты на вагнеровское «Кольцо» или даже его части надо заранее, а мы в этом сезоне припозднились.

Во всем остальном логистика нашего путешествия не претерпела изменений. По стандартному пути US-22 – I-80 мы добрались до Parsippany, NJ, где забросили в отель сумку. Мы вернулись в Hampton Inn, что на Hilton Court, где всегда останавливались раньше, так как оттуда удобнее всего добираться до железнодорожной станции South Orange. Поезд припоздал минут на пятнадцать, но у нас было полно времени в запасе.

Народу на платформе и машин на парковке было больше, чем когда-либо, но до этого мы всегда оказывались в South Orange в более холодное и темное время года. Однако же холодная весна 2011 года накрыла собой не только Пенсильванию, где на некоторых участках US-22 все еще лежал снег, но и соседние штаты. Так что пришлось ехать в куртках, и никаких признаков цветения-зеленения пока не замечается.


В Нью-Йорке как обычно толпы туристов и такси.


Мы опять тупо пошли по Седьмой авеню, через Таймс-сквер,

по Бродвею

до знаменитой Ray’s Pizza, где можно весьма вкусно и обильно поесть за полчаса. Традиционно заглянули во все еще по-зимнему мрачный Центральный парк

и в сгущающихся сумерках пришли к театру.

Те спектакли, на которые мы приезжаем в Мет, можно разделить на две условные категории: мы идем на конкретную оперу (композитора) или мы идем на конкретных исполнителей (певцов или дирижера). Иногда к ним «в нагрузку» можем захватить близлежащие представления, так как и в этот раз мне показалось, что таскаться в Нью-Йорк (7–8 часов в одну сторону) ради одной оперы как-то слишком расточительно по времени.

Так вот, «Граф Ори» был той оперой, на которую мы шли послушать перуанского тенора Хуана Диего Флореса. Он еще относительно молод, но весьма известен и уважаем за выдающееся исполнение белькантовского репертуара, в первую очередь Россини и Доницетти. Поет он в Мет регулярно каждый год, и народ на него ходит. Мне он был хорошо известен по записям, так что рано или поздно стоило сходить его послушать живьем, хотя оперы, в которых он участвует, не самые для нас интересные.

«Граф Ори» оказался предпоследней оперой Россини, дальше он только «Вильгельма Телля» напишет и уйдет на продолжительную пенсию. «Граф Ори» – это переработка другого россиниевского сочинения «Путешествие в Реймс», которое было написано для коронации Карла (Шарля?) Десятого (после низвержения Наполеона во Франции ненадолго восстановилась власть Бурбонов), и по сути представляет собой набор арий и ансамблей, а не целостное драматическое произведение. Слепленное на скорую руку либретто казалось слишком примитивным для театра, вот Россини с помощью Эжена Скриба решил все это переделать в «настоящую» опера, на французском, разумеется, языке.

«Путешествие в Реймс» было на 150 лет потеряно, а когда его в конце двадцатого века нашли оказалось, что вся музыка известна по «Графу Ори». Тогда стали ставить «Путешествие» отдельно, и мне оно знакомо гораздо лучше. Его даже Мариинский ставил, хотя мы так их постановку и не посетили. И вот на мой дилетантский взгляд «Путешествие» лучше «Графа». Сюжет, наоборот, несколько необычен для оперы, не настолько банален. Вся стоящая музыка в «Графе» перекочевала туда из «Путешествия», но зато добавились скучноватые затычки, сшивающие музыкальные номера. Метрополитен до этого никогда не представлял «Графа Ори» на своей сцене, а тут надо было что-то откопать для Флореса.

Ну, так что ж Флорес? Выглядит и звучит он как в записях, то есть хорошо, лучше всех в тот вечер. Не скажу, чтобы пел он громко, то есть результат получился для нас весьма ожидаемый. Вместе с ним на сцене солировали сопрано Диана Дамрау, которую мы уже два года назад в «Риголетто» слушали, меццо Джойс ДиДонато и бас Микеле Пертузи. Все более-менее со своими ролями справились, но опять же нет никакого впечатляющего ошеломления, от которого хочется что есть силы хлопать в ладоши. Разве что громким голосом порадовал молодой баритон Stephane Degout (имя подсмотрел в программке), певший друга графа Ори по имени Рэмбо (Raimbaud).

Да и дирижер (некто Маурицио Бенини) выступил как-то слабовато. Не было в исполнении россиниевского драйва, что особенно заметно в сравнении финала первого акта с лучшими исполнениями той же музыки в «Путешествии в Реймс». Почему-то певцы не могли петь одновременно быстро и громко, а зачем тогда за Россини браться. Можно, конечно, предположить, что сидели мы не на самых привычных местах, в Grand Tier – так это чисто геометрически еще ближе к сцене. Так что мне проще свалить всю вину на режиссера представленного действа Бартлетта Шера. От его унылой безыдейной постановки кому угодно расхочется напрягаться.

Я уже критиковал режиссуру Шера, когда писал о «Сказках Гофмана», которые мы смотрели здесь же в Мет. Казалось бы, самые подходящие оперы для реализации творческих замыслов, а вот Шер может только внести бессмысленное мельтешение и беготню. Все, что в постановке кажется удачным, напрямую взято из либретто и задействовано в бесчисленных предыдущих постановках. Идея была обставить действие не как сцену из эпохи Крестовых походов, а как «представление в представлении»: театр времен Россини, в котором ставится его новая опера «Граф Ори». Но все эти слуги, шатающиеся вокруг пустой сцены с деревьями в кадках, никакой светлой мысли и чувства не порождают. Единственно забавно вышло во время непременной грозы, когда они открыто демонстрировали нехитрые театральные приемы вроде гремящего листа металла, ветряной завывающей машины и дешевой пиротехники.

Так что в следующий раз мне понадобятся действительно веские доводы, чтобы пойти на оперный спектакль, поставленный мистером Шером. Да и на Флореса больше рваться не буду: поставил галочку напротив его имени, а идти на него снова или нет, будет зависеть от того, что он поет и с кем.

После окончания спектакля у нас было еще полтора часа до отправления поезда NJ Transit'а: по субботним вечерам они ходят нечасто. Было уже темно, есть не хотелось, так что мы просто пошатались по Центральному Манхэттену по 6-ой авеню до 20-ой улицы и оттуда на вокзал Penn Station. До отеля добрались без каких бы то ни было приключений, в воскресенье поднялись в 8 утра и после завтрака докатили до Питтсбурга за шесть часов. По дороге заправлялись в Ebensburg, PA по уже $3.65 за галлон. Чуть ли не впервые полный бак обошелся больше, чем в $50. Так как долгая дорога приносит определенную усталость, то остаток дня был посвящен чтению блогов, переработке очередной статьи по карбен-боранам и заполнению налоговых деклараций.

В Нью-Йорк в этом театральном сезоне мы больше не собираемся, а что будет осенью, а тем более следующей весной, пока совершенно не ясно. Программу Мет уже объявил. Ничего такого, на что надо идти кровь из носу, я там не нашел, но три потенциальных цели наметил.

Комментариев нет: