суббота, 9 апреля 2011 г.

Сказки про выборы

Время от времени я перечитываю свои старые тексты типа древних школьных сочинений, которые класса с восьмого набирались на компьютере. Много ностальгического и забавного. На днях перечитал цикл «Четыре сказки про выборы», который я написал в начале декабре 1999 года (одиннадцать с половиной лет, примеренных к моей жизни, кажутся мне каким-то несуразно огромных сроком), то есть еще во времена царствования Бориса Николаевича. Писался тот текст не для души, а для урока «Журналистики» (долго объяснять, откуда такой предмет взялся, считайте, что вместо уроков труда). Цель, которую я четырнадцатилетний поставил самому себе, было создать некие агитки, чтобы призвать людей идти на выборы. Высокой оценки они тогда не сыскали, и я о них почти забыл, но вот перечитал и нашел как минимум две сказки из четырех жутко смешными. Главный смех в том, что это не позднейшая стилизация под «лихие девяностые», а подлинный памятник эпохи. С подправленной орфографией и пунктуацией я размещаю их в открытый доступ.

Сказка первая

Были в деревне выборы старосты. Уже в пятый раз, потому что сельский люд ленив, не ходит на выборы. Одни только дед Пахом и дед Трофим, два кандидата, придут на выборы да тайно проголосуют. Хочется быть старостой и деду Трофиму, и деду Пахому, а так постоянная неявка. Тогда собрал дед Пахом по углам избы тараканов и говорит:
– Вам, бестиям, в нашей деревне жить. Вам должно быть не всё равно, кто старостой будет. Буду я, дадут мне новую избу, эту вам отдам, а если Трофим, то я же вас и съем с хреном.
Отвёл дед Пахом тараканов на избирательный участок и стал спорить. Говорит, что тараканы здесь родились, что им по рождению гражданство пришло, и что им судьба своя не безразлична. Так спорил, что согласились с ним, лишь бы он отстал. Дали на каждого таракана бюллетень, и дед Пахом унёс их тайно голосовать.
Дед Трофим пришёл на участок и видит, что в списке проголосовавших уже много имён, удивился, как это могло статься. А ему и говорят, что дед Пахом сам проголосовал и тараканов своих голосовать привёл. Стал Трофим спорить, но языком он быстр не был, так что никому не надоел.
– Вы бы вместо того, чтобы спорить, привели сюда каких-нибудь своих клопов, – посоветовали ему.
Обиделся дед Трофим, выбежал на улицу и кричит: «Граждане! Граждане!» Все из домов повыскакивали, думали, что пожар, али другая какая плохая новость. Но это оказался дед Трофим. Поведал он всю историю и кончил так:
– У меня дома никаких тараканов и клопов нет. Я хороший хозяин, да и нечестно скотину вести людские дела решать. Проголосуйте, граждане, не позвольте тараканам решать вашу судьбу.
Но народ был страшно зол, что его за «таким» делом на улицу выгнали, не только не пошли голосовать, а ещё отругали деда Трофима, чуть не избили.
А старостой стал дед Пахом. Собрав налоги, он пошёл в кабак пьянствовать, а в деревне од¬ним только тараканам житьё стало.

Сказка четвертая

Прознал однажды новый русский, что скоро будут выборы. Очень не хотелось новому русскому, чтобы ко власти пришли «не те люди», а то мало ли что, ещё могут все деньги отобрать и посадить. Решил новый русский проголосовать.
В день выборов пришёл он на избирательный участок. Достал паспорт в дорогой золотой обложке с двуглавым орлом и говорит:
– Дайте мне пять бюллетеней.
– Больше одной одному гражданину не выдаём, – отвечают ему и протягивают всего один бюллетень.
– Но я же новый русский, я ГРАЖДАНИН, большими буквами, или вы хотите меня в правах равнять с какими-нибудь вшивыми интеллигентами. Да я на вас всех наеду! На всех киллеров найму!
Разорался новый русский, даже бюллетень брать не стал. Окружённый охраной он демонстративно вышел, три раза хлопнув дверью. Но новый русский так хотел поучаствовать в выборах, что скоро вернулся, без охраны и в другой одежде, чтобы не узнали. Он не стал сам брать бюллетень, а подошёл к какому-то старику. Тот был весь грязный, в рваной одежде, наверно, он спал в ней где-нибудь в подвале. Старик изучал бюллетень. Новому русскому вначале было противно даже близко подходить, но он решился.
– Слушайте, – обратился он к старику. – Видно, что вы бедный человек, я хочу вам помочь. Продайте мне бюллетень, ну хоть за сто рублей.
– Не продам, – отвечал старик. – Этот бюллетень то, что равняет нас с вами. Хоть финансовое положение у нас различно, но права одинаковы.
Такой ответ очень обидел нового русского. Он, как и все новые русские, не любил, когда ему отказывают.
– А сколько вы хотите за него денег? – поинтересовался он.
– Сколько ни давайте, не продам. Что мне деньги? Одиночная подачка, а дальше? Нет, я выберу хорошего кандидата, и он устроит лучшую жизнь, не только мне, но и всем людям, которые живут плохо.
Старик поставил в бюллетене галочку и понёс его опускать в урну. Новый русский задумался. Выходило, что его судьба зависит от таких вот «людей из народа», которые, может быть, и до завтра не доживут, а ему жизнь испортят. Новый русский привык, что он деньгами может добиться всего, а тут получил отказ. Нехорошо стало у него на душе, будто он поступил нечестно. Он вышел с участка и направился к своему «Джипу». Тут он увидел хорошо одетого человека, к которому подходили люди, вышедшие с участка. Это были совершенно разные, но очень бедные люди. Они вынимали из кармана сложенный бюллетень, протягивали его хорошо одетому человеку и получали по десять рублей.
«И снова деньги победили», – с гордостью думал новый русский, садясь в «Джип». «Правильно люди делают, получают деньги за то, что они граждане. Вот нормальный народ, а не тот псих, которому сто рублей не деньги, а сам грязный, как чёрт. Ему кандидат, ничего, кроме обещаний, не даст, а я дал бы». Каждый человек по-своему прав.

Комментариев нет: