суббота, 1 октября 2022 г.

Моё первое серьёзное видео на ютубе

Сегодня я выложил на ютуб своё первое серьёзное видео. До этого выкладывал только несколько технических видео, в основном трейлеры наших приложений для магазина Google Play. За прошедшее лето несколько каналов вдохновили меня на очередную попытку освоить ютуб с его намного более широкой, чем в жж, аудиторией. Но единственная тема, которая могла заставить меня двигаться в этом направлении, была иммиграционная. В жж я о ней писал уже десятки раз, но на фоне пустой болтовни о хоббитах и мороженом есть шанс, что история о том, как я получил грин-карту, со ссылкой на мой сайт с примерами петиций пригодится людям. Ради такого можно посидеть, разбираясь с настройками микрофона:


По-хорошему это видео надо было делать полностью на английском, но в первый раз мне было проще записать звук по-русски на фоне англоязычных слайдов. Перед тем, как двигаться дальше, мне нужна ваша помощь и советы по качеству ролика, в первую очередь звука. Например, мы разошлись с братом по поводу оптимальной громкости, и вы можете разрешить наш спор.

Я человек текста, а не картинок. У меня нет желания делать сложные видео с анимацией и декорациями. Звук и смысловое содержание для меня намного важнее. А будут они с чёрно-белыми слайдами или с говорящей на фоне белой стены головой – это дело десятое. Поэтому я знал, что не начну ничего выкладывать на ютуб, пока у нас не будет хорошего микрофона. По рекомендации одного из каналов, на который я подписан, купил вначале на Amazon микрофон CAD Audio U37 за $30 (якобы со скидкой с $80). Его многие хвалили (great sound), и я тоже думал, что любой микрофон лучше, чем встроенный в компьютер, но с CAD я ошибался.

Для записи по той же рекомендации я использовал программу OBS, которой пользуются многие стримеры. Три дня я пытался настроить микрофон. Прочитал в него для теста первую главу «Хоббита», но так и не смог никакими фильтрами добиться пристойного звучания. Многие звуки неприятно трещали и свистели. В таком виде я бы ничего выкладывать не стал.

Потом микрофон пытался настроить мой брат. Столь же безуспешно. Оказалось, что в нашем случае лучшая настройка – вернуть CAD и купить другой микрофон, уже подороже. После прослушивания разборов микрофонов на ютубе и амазоне выбрали HyperX QuadCast за $90 (скидка со $140). И он заработал «из коробки». Так, как я и рассчитывал в самом начале. Только надо было в OBS поставить фильтр подавления шумов, чтобы микрофон не ловил стуки по клавиатуре и другие тихие звуки.


Разобравшись с микрофоном, я по-быстрому собрал презентацию в Keynote. Моя первоначальная идея заключалась в том, что я сяду за компьютер, начну запись, открою презентацию и, смотря на собственные слайды, безо всякого сценария и репетиций поведу рассказ о теме, которую хорошо знаю. То есть буду всё делать так, если бы меня пригласили выступить перед аудиторией на тему самостоятельного получения грин-карты. Записал «первый блин» и остался им крайне недоволен.

Получилось видео на 21 минуту с лишним, в котором я много раз сбивался, экал, молчаливо зависал на несколько секунд, пропускал важные детали. Если бы это была запись моего живого выступления или беседы, которую предложили выложить на ютуб, я бы махнул рукой: как получилось, так получилось, мои реальные слова, а не начитка по бумажке. Но сейчас я делал запись ради записи, поэтому решил, что могу рассказать лучше.

Я внимательнее переслушал каналы, на которые подписан. На обычной скорости я русскоязычных ютуберов давно не слушаю. Перехожу на двойную, а то и тройную, поэтому не замечаю, что они тоже экают-мекают, чмокают, сыплют словами-паразитами. Или, оказалось, что блогеры, которых я считал мастерами слова, склеивают свои ролики из множества частей. Если присмотреться, то у них постоянно дёргаются плечи или курсор в момент склеек. Доходит до того, что человек говорит одно предложение, а следующее уже записано отдельно.

На такой монтаж по отдельным предложениям я был не готов. Решил записать свою историю по отдельным слайдам. Сел записывать слайд номер один, приветственный, где и говорить особо нечего. Первый дубль, второй, третий. Все равно каждый раз сбиваюсь, а сбившись, начинаю глотать слоги. Когда говорю с братом, всё нормально, но как сел делать запись, голос начинает дрожать. У меня нет ни начальства, ни дедлайнов, записываю во многом для себя, для тренировки, чтобы в будущем знать, как сделать видео на ютубе, на привычную тему, в домашней обстановке, а никак не могу расслабиться. Плюнул и записал на листочке бумаги то, что надо на первом слайде сказать. Зачитал текст с листочка, и на этот раз получилось если не хорошо, то приемлемо.

Меня такая ситуация поначалу расстроила. Я был согласен заниматься ютубом при условии, что на него не будет уходить столько времени, сколько на один жж-пост. Что можно будет садиться перед микрофоном и записывать «болталку» на интересную и хорошо знакомую мне тему. А если надо писать сценарий, то возни даже больше, чем с текстом для жж получается. И звучание рискует оказаться ненатуральным. Со сценарием вообще не понятно, зачем я должен записывать всё сам со своим противным голосом, а не нанять актёра на fiverr, чтобы он зачитал готовый текст.

Но в разборки с микрофоном было вложено уже столько времени, что я решил сделать хотя бы одно видео, довести до готового продукта на ютубе, а потом уже думать, нужно ли продолжать. За час настрочил 1800 слов сценария, открыл его в Google docs на айпаде, запустил презентацию и сделал первую «читку», по ходу которой исправлял ошибки в тексте. Потом записал вторую, уже без остановок. Получилось 13 минут: на 8 минут быстрее, чем тот же рассказ, который я по тем же слайдам с паузами придумывал «из головы».

Идеальной запись не была. Я сбивался и в нескольких местах зажевал слова или прочитал их не так. В начале нового слайда сглатывал слюну, и это слышно. Но к этому моменту весь процесс настолько меня достал, что я решил, что “good enough”. Если бы я гонялся за идеалом, то не выложил бы ни одного жж-поста, и мы не выпустили бы ни одного приложения. Когда у меня будет миллион подписчиков, перепишу старые видео без спотыканий, а на сегодня и такое видео – прогресс по сравнению с тем, с чего я начинал. Моя цель – прорекламировать ссылку на сайт с петициями, где все, кому тяжело меня слушать, могут прочесть ту же информацию.

Оставалось обрезать начало и конец записи, где я запускаю и сворачиваю презентацию в Keynote. Я попробовал это сделать в бесплатной программе iMovie, которая стоит на каждом Маке. Обрезать видео она обрезала, но добавила неприятный треск, который сложно заметить до сохранения финального файла. Его можно было убрать дополнительными фильтрами шумов в самом iMovie, но звук становился совсем механическим. В итоге разобрались, что убрать начало, конец или середину можно в собственном редакторе ютуба. Но остаётся открытым вопрос о хорошем видео-редакторе, который может склеивать несколько видео, накладывать картинки и текст и при этом не портит звук.

Вначале я выложил видео на ютуб в скрытом виде. Пришлось пройти дополнительные верификации телефона и послать гуглу фото водительских прав, чтобы мне разрешили ставить собственный thumbnail (заглавную картинку видео в поиске) и давать активные ссылки в описании видео. Послал ссылку на видео брату. Он послушал ещё раз, сказал: «Сойдёт».

Не знаю, как сложатся мои отношения с ютубом. Потенциально на нём можно достучаться до более широкой аудитории, набрать комментариев и, если появится такое желание, заработать деньги на рекламе. Но в жж мне привычнее, и публика душевнее. Я читаю моих френдов, а они читают меня. Я хотел бы развивать ютуб не вместо, а вместе с жж. И раз поначалу придётся писать сценарии, буду выкладывать их отдельными постами вместе со слайдами и ссылками на итоговое видео.

Я все равно хочу сам записать английскую версию своего видео о грин-картах.Поэтому буду признателен за советы, как улучшить звук, картинку и ютуб-канал в целом.

Комментариев нет: