среда, 29 августа 2012 г.

Продолжаем пополнять копилку бесполезных знаний

Замок они захватили.
Убили некоторых смелых мужей,
Охавших и вскрикивавших при этом.
Тех же, кто еще спал, будили,
Головы им разрубая.
Это был истинно рыцарский поход.
Шестьсот русских остались лежать там
Убитыми. Их жен и детей оттуда изгнали
Христиане.
Довольны были этим братья.
С богатой добычей домой
Вернулись они без потерь
На кораблях и по суше.
Этот поход целиком оказался
Во благо христианству.

Хотя «Старшая Ливонская Рифмованная Хроника» примечательна тем, что является единственным свидетельством о Ледовом побоище с той стороны, стилистически мне больше понравилась «Хроника Земли Прусской» некоего брата-священника Николая фон Ерошина. Уж не спрашивайте, почему меня заинтересовала история Тевтонского ордена. Рубрика потому и называется «Копилка бесполезных знаний». Я, например, узнал, что святым покровителем тевтонцев была Дева Мария. Вот две забавные истории на эту тему из сочинения фон Ерошина.

Об одном брате
В этом же году в конвенте Кёнигсберга был похоронен брат Ян, саксонец, как я слышал, прозванный Гильберштедтом. Когда суетный мир еще держал его в своих оковах, то обыкновенно он проводил жизнь в грехах и бесчестье. За это он был наказан Богом – в один день свалила его тяжелейшая хворь, которая так стремительно протекала так, что он уже напоследок исповедался, причастился частицей тела Господа нашего и был помазан святым елеем. И хотя из-за болезни он лежал уже на смертном одре, но старые бесы толкнули его на грех и он девушку, которая за ним больным ухаживала, похотливо изнасиловал. Как это случилось, то Бог позволил чёрту, чтобы он его вместе с кроватью поднял в воздух высоко над землей, и обратился [чёрт] к нему с такой речью: "О, ты ничтожный, как отваживаешься ты на пороге большой святости, которая тебе уже почти досталась, творить такое позорное бесчестье перед Ликом Творца?" Ужасный страх охватил сердце грешника, так что он начал молить о помощи Марию и она явилась ему и сказала, что поможет ему, если он оставшуюся жизнь проведет в качестве брата Немецкого ордена. И едва он поклялся ордену, то чёрту велели отпустить его, и он упал в болото невредимым, поскольку Мария берегла его. Болото находилось от того места, откуда унес его чёрт, всего лишь на полмили. После этого он пошел прямо к городу, ориентируясь по звуку, и все рассказал людям. Они поверили его рассказу, поскольку кровать обнаружили в том болоте.

О достойной жизни одного брата из конвента в Кёнигсберге
В это время видели одного брата в конвенте Кёнигсберга по имени Герман Сарацен, который был родом из Швабии. Когда он раньше жил мирской жизнью, то у него, как я прочитал, было обыкновение ничего не предпринимать и не помогать никому, если его не просили именем Девы Марии. Герман Сарацен был влюблен в Деву Марию, возлюбленную Господа, его Мать, Сестру и Невесту. И все требуемое исполнялось настолько быстро, насколько это возможно. Так вот произошло следующее, когда он в суматохе схватки захватил какого-то рыцаря и захотел получить такой большой выкуп за него, что он удерживал рыцаря в оковах и под сильным надзором до тех пор, пока тот ему не отдаст этот большой выкуп. Наконец он предъявил рыцарю требование об уплате выкупа и сказал: "Ну вот теперь вы знаете, какой выкуп вы должны за себя внести или я, долго не ожидая, просто убью вас!" Рыцарь был в отчаянии, поскольку он не обладал такими деньгами, чтобы заплатить требуемый выкуп. Его охватил ужасный страх. Наконец ему посоветовали обратиться с просьбой, чтобы тот именем Пресвятой и Пречистой Девы Марии не оценивал его выкуп столь высоко. И сразу же, как только он высказал ему свою просьбу, то Герман Сарацен сказал ему: "Рыцарь, послушай, твоя просьба принесет тебе пользу, как и следовало ожидать. Ты свободен от всякого выкупа".

Припомнилось, что о подобном рыцарском романтизме и Пушкин в стихотворении «Жил на свете рыцарь бедный...» писал:

[…]
Путешествуя в Женеву,
На дороге у креста
Видел он Марию деву,
Матерь господа Христа.
С той поры, сгорев душою,
Он на женщин не смотрел,
И до гроба ни с одною
Молвить слова не хотел.
[…]
и так далее. Кто по ссылке сходит, узнает, удалось ли чёрту на этот раз утащить душу рыцаря.

Вот такие были рыцари-тевтонцы. Однако ж мы им рога пообломали на Чудском озере, и никакая их Богородица русских не прогнала. Хронист признает:

В Дорпате стало известно,
Что пришел король Александр
С войском в землю братьев,
Чиня грабежи и пожары.
[…]
У русских было такое войско,
Что, пожалуй, шестьдесят человек
Одного немца атаковало.
Братья упорно сражались.
Всё же их одолели.
Часть дорпатцев вышла
Из боя, чтобы спастись.
Они вынуждены были отступить.
Там двадцать братьев осталось убитыми
И шестеро попали в плен.
Так прошел этот бой.

Комментариев нет: