понедельник, 6 августа 2012 г.

Поиск химической информации

Какому химику-органику не приходилось проверять, не делал ли кто эту реакцию раньше, а если делал, то в каких условиях, а какой спектр продукта. Иногда поможет Google или хорошее знание литературы по теме, но чаще мы обращаемся к базам данных вроде SciFinder или Reaxys (ранее Beilstein Crossfire). Вот по этим двум основным конкурентам два вопроса.

Как вы относитесь к SciFinder?
Как вы относитесь к Reaxys?

Особые отношения к этим системам или похвалу другим базам данных прошу писать в комментах. Расскажу о своем отношении к этим продуктам и я.

Штуки эти буржуйские и сильно платные, а потому в СПбГУ я с ними не сталкивался. Люди там в основном работали над своими узкими проектиками и поиск по широкой базе данных им был не нужен: все равно искомая статья чаще всего окажется недоступна. В крайних случаях просили заграничных знакомых что-то поискать и прислать.

Однако уже на первом курсе руководитель моей курсовой познакомил нас с такой вещью как реферативный журнал. Его тома занимали отдельную комнату в библиотеке, и, кроме нас, их никто не тревожил. Приноровившись, можно было, например, отыскать, что в 1967 году комплексы цинка с фенантролином были описаны в двух статьях, чьи рефераты=абстракты надо искать в других томах по кодам ЖГ4.567 и КП5.307. В общем, навык для культурно-исторического развития, но не для реальной работы.

Потом где-то на четвертом курсе по факультету расклеили объявления о возможной подработке для студентов/аспирантов. Требовалось читать статьи и переносить их результаты в электронную базу Бейлштейна. Кто-то даже на это клюнул, но меня эта работа не заинтересовала.

Наконец, летом 2006 года я приехал в Боулинг Грин Стейт Университет в штате Огайо, и тут мне показали SciFinder. Сказали, что он жутко дорогой (всего 2 или 3 лицензии на университет), но жутко полезный. В его пользе я скоро убедился, когда стал искать вначале идею для работы, а потом проверять полученные соединения на уникальность и полезность. И на какое-то время я стал фанатом SciFinder’а и не мог представить, как кто-то может продуктивно работать без подобного помощника.

Разлука с США пролетела быстро, и уже в августе 2007-го меня вводили в курс дел в группе Каррана. Пользовались они тоже в основном SciFinder’ом, но аспирант Бин на всякий случай дал мне установить и CrossFire, программу для доступа к бейлштейновской базе. Он же рассказал мне о том, что в CrossFire намного удобнее искать спектральные данные для конкретного вещества. Не надо скачивать и просматривать все статьи, тут есть отдельная опция посмотреть, какие данные и где были для этого вещества записаны. А вот в SciFinder’е такой штуки я не знал.

Потом я поменял компьютер, и на новый CrossFire не установился. Точнее он перестал связываться с сервером, и я, не особо расстраиваясь, продолжил пользоваться SciFinder’ом.

Через пару лет библиотекарша прислала питтсбургским химикам письмо о том, что отныне мы получили доступ к Reaxys, новой оболочке для бейлштейновской базы данных. Первое удобство заключалось в том, что не надо было ничего устанавливать на компьютер, а просто зайти на reaxys.com. Второе и главное – я мог искать в Reaxys с домашнего компьютера подключившись к университетскому серверу через SSL VPN. SciFinder такую возможность резал, надо было обязательно присутствовать на факультете. Третье удобство в том, что Reaxys никогда не отказывал мне в поиске из-за того, что одновременно ищет слишком много человек (вечная проблема нехватки лицензий в SciFinder’е). Четвертое удобство – в интерфейсе, скорости работы и поиска, настройках и опциях. При этом полнота и скорость обновления баз данных сопоставима.

В общем, очень быстро я забросил SciFinder и полностью перешел на Reaxys. К тому же скоро университет перешел от скачиваемой версии SciFinder’а к онлайн версии, когда надо каждый раз логиниться.

Но окончательно на верность Reaxys я присягнул, когда профессор Карран номинировал меня и я стал финалистом Reaxys PhD Prize. И хотя им владеет жадный Elsevier (SciFinder’ом владеет не менее жадный ACS), они предоставили мне такую крутую вещь как личный пароль и логин. То есть теперь я могу не зависеть от университетской подписки в плане поиска химической информации (статьи, к сожалению, остаются платными). Поэтому весь этот пост по сути является небескорыстной рекламой Reaxys’а, которым я пользуюсь постоянно и который постоянно улучшается. Как там поживает SciFinder, я не знаю. В Беркли я его не устанавливал.

Комментариев нет: