четверг, 7 июня 2012 г.

Семинар украинского профессора в Беркли

В прошедший вторник сходил я на семинар, необычность которого заключалась в том, что доклад делал профессор из Украины. За все годы проведенные в США я ни разу, ни в Питтсбурге, ни на конференциях не слышал докладов профессоров из стран бывшего СССР. А тут приехал не какой-нибудь космополит, перебравшийся в теплые края, а патриот, проработавший всю жизнь в советских и постсоветских научных учреждениях.

В другой ситуации я бы еще подумал, насколько мне интересно слушать про модифицированные каликсарены, но на лекцию Виталия Кальченко, директора ИОХ НАНУ, я решил обязательно сходить.



Как оказалось, пригласил его профессор Алекс Кац, который тоже занимается каликсаренами, у них с Кальченко даже были совместные статьи, и профессор Кац уже гостил в Киеве. Но основным связующим звеном между двумя группами является мой полный однофамилец Andrew Solovyov, который некогда защитился с Кальченко и работает с Кацем с 2004 года. Я с ним лично не знаком, так как я вообще мало с кем знаком и не хочу тупо лезть к людям со словами: «Гы, нас зовут одинаково, но хотя бы по-английски мы пишем наши имена по-разному, хотя ЯМРщики нас все равно путают».

В общем, очутился украинский профессор в Беркли и стал рассказывать и показывать собравшимся (всего человек 20 пришло, немного по здешним масштабам), какие красивые модифицированные каликсарены они приготовили за последние годы. Каликсаренами вообще много кто занимается, даже в группе Каррана был небольшой проект по перфторалкилированным каликсаренам. К ним легко присобачить всякие функциональные хвосты, чтобы получить разнообразные комплексаторы, в первую очередь металлов.

Вот и в группе Кальченко на каликсарены навешивали фосфиноксидные группы: и сверху, и снизу. В украинском ИОХе давние традиции фосфорорганической химии. Поначалу все это смотрелось скучно, синтетическая химия там стандартная, а кристаллические структуры ожидаемые. Интересно стало, когда зашла речь о применении этих модифицированных каликсаренов. Например, для селективной экстракции радиоактивных изотопов (плутоний, америций, технеций и все-все-все) из отработанного ядерного топлива или зараженной воды: Чернобыль рядом, да и с MAYAK Plant (Russia) можно сотрудничать.

Потом зашла речь о каталитических свойствах комплексов каликсаренов с металлами. Например, с титаном для эпоксидирования. Каликсарены, если не выворачиваются наизнанку, могут быть получены в виде отдельных энантиомеров. Этим они тоже занимались, потом получали алюминиевые комплексы для MPV восстановления кетонов, хотя ee полученных спиртов не превышали 20%. После доклада большинство вопросов было как раз о хиральности каликсаренов и зависимости барьера инверсии от заместителей. Наконец, пришитые к каликсаренам фосфоновые кислоты оказались ингибиторами фосфатаз, а за этот хвост можно притянуть биомедицинские перспективы. Каликсарены, мол, относительно безобидные. Даже вопрос последовал: Can you eat calixarenes?

В общем, что-то новое я узнал, и доклад мне понравился. Возможно, потому что российских или украинских статей по химии я не читаю (их просто нет по интересующим меня темам) и не имел больших ожиданий. А тут человек хоть с акцентом, но доложился, презентация сделана не хуже, чем у большинства американцев, публикуются они не только в российских журналах или J. Inclusion Phenomena and Macrocyclic Chemistry, но и в Org. Lett. и Tetrahedron’е, какое-то финансирование от украинских фондов имеют. Теперь осталось когда-нибудь послушать российского химика в США.

Комментариев нет: