воскресенье, 13 февраля 2011 г.

Фестиваль Чайковского

Не привязываясь к официальным юбилеям, а просто из любви к искусству Pittsburgh Symphony устроила в начале февраля фестиваль музыки Чайковского. Помимо главных концертов в Heinz Hall'е, которые мы посетили в пятницы 4 и 11 февраля, фестиваль включал с десяток маленьких концертов, лекции и конференции по всей округе, в первую очередь в трех крупнейших питтсбургских университетах: Duquesne University (читается «Дукейн» – католический универ в Даунтауне), Carnegie Mellon University (CMU – один из ведущих инженерно-компьютерных центров в мире) и нашем University of Pittsburgh. Там играли не только Чайковского, но и творения его менее известных друзей-современников Танеева и Аренского.

4 февраля первым концертом
дирижировал Джанандреа Нозеда, главный приглашенный дирижер PSO, когда-то бывший главным приглашенным дирижером Мариинки. И оркестрантов он расставил по-русски: контрабасы справа (по крайней мере, так в Мариинке садились). Заявилось много русскоговорящих слушателей. Вообще народу было прилично. Перед концертом очередь в кассы за билетами выстроилась хвостом на улицу. Нам тоже надо было отстоять, чтобы забрать конверт с пачкой билетов на весь остаток сезона вплоть до лета. В этот вечер сидели совсем по центру, но оказалось, что это не самые козырные места. Кресла там расположены ровно одно за другим, и сидишь затылок в затылок. Сцену видно хуже, чем с боковых мест, расположенных в шахматном порядке.

В первом отделении Денис Мацуев, победитель конкурса Чайковского 1998 года и один из самых известных нынешних российских пианистов, заехал в Питтсбург, чтобы сыграть Первый фортепианный концерт Чайковского. В целом, для фестиваля в Heinz Hall'е отобрали самые известные произведения, а всякую экзотику оставили для представлений в университетах.

В PSO Первый фортепианный Чайковского играли совсем недавно, в прошлом сезоне. Мацуев на этот раз сыграл лучше, чем китайское дарование в тот раз. На меня этот концерт производит впечатление благоприятное, но не душепереворачивающее. Публика была довольна и легко развела аплодисментами солиста на бис. Денис Леонидович сыграл фортепианное сочинение того же Чайковского под названием «Медитация». Правильно, когда музыкант объявляет залу, что он собирается исполнить на бис. Мне эта задумчиво медленная пьеса, наверно, даже больше понравилась, чем фортепианный концерт. Фортепианная музыка Чайковского не такая известная, не такая гладенькая.

На второе отделение были заявлены две симфонические поэмы (увертюры) Чайковского: «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини». PSO решило проявить выдумку. Во-первых, перед исполнением музыки были разыграны драматические этюды из литературных шедевров, вдохновивших композитора. Сцена наполняется синим или красным полумраком, и студенты местных театральных факультетов представляют диалог из Шекспира – прощание Ромео и Джульетты на рассвете (из середины пьесы). Вторым нововведением было исполнить не симфоническую поэму «Ромео и Джульетта», а оперный дуэт для сопрано и тенора. В программке рассказывается, что перед смертью Чайковский замышлял и работал над одноименной оперой. Возможно, намеревался использовать музыку своей ранней поэмы. Но продвинулся недалеко, и дуэт Ромео и Джульетты был доработан его учеником Сергеем Танеевым. Вот его и исполнили. Пели по-русски, получалось более-менее. Большой оригинальности в музыке нет: общим впечатлением напоминает другие оперы Чайковского.

Затем актеры разыграли встречу Данте с Франческой да Римини во втором круге Ада. Данте играл уже не студент, а серьезный настоящий актер. Сразу заметна разница в том же тембре голоса, понятности слов, умениии минимальным набором движений создать образ за пять секунд. А затем прозвучала поэма Чайковского «Франческа да Римини», которая мне за тот вечер больше всех понравилась. Но я уже признавался, что люблю громкую музыку, а в Аду ветер дует: тихо не бывает.

На последних поклонах маэстро Нозеда помахал «ужасным полотенцем», но какой-то особой стилерсомании замечено не было. Может, потому в воскресенье Steelers и продули в схватке за Супербол, который Packers увезли в Висконсин. И вся шумиха последних недель как-то моментально сдулась, исчезли многочисленные флаги, воздушные шарики, призывы Go Steelers на автобусах, и Питтсбург зажил размеренной жизнью среднего американского города.

Фестиваль же Чайковского продолжался несмотря ни на что. В следующую пятницу 11 февраля в Питтсбург вернулся художественный руководитель Манфред Хонек и продирижировал Скрипичным концертом и Пятой симфонией. В концерте солировал совсем молодой немецкий скрипач Серж Циммерман. И мне показалось, что как-то у него тихо скрипка звучала, местами полностью глушилась оркестром. По-видимому, так оно и было задумано. Концерт в общем-то один из лучших, хотя и неровный, вторая часть явно уступает первой и третей. Но вот как-то несильно впечатлил он меня на этот раз.

Зато Пятая симфония не заставит скучать. Высшей похвалой музыке Чайковского и игре PSO будет то, что я не засыпал по ходу исполнения. Музыка, конечно, мне хорошо известная. По сути это первая симфония, которую я заметил. Было это лет десять назад, когда мы купили первые CD с произведениями Чайковского в mp3. С тех дисков и начался наш интерес к классической музыке, и мой интерес к опере в частности. Пятая симфония тогда удостоилась высокой чести стать для нас домашним саундтреком к Heroes of Might & Magic 3 Armageddon’s Blade. Мы тогда проходили пятую кампанию за ведьму. Музыка в игре отличная, но мы развлекались тем, что меняли оригинальные треки на творения Чайковского. Четвертая часть Пятой симфонии стала музыкой для болота. А в тех уровнях болота составляли львиную долю X-Large карты. Но даже если бы не тот далекий опыт с HM&M3, мелодии Пятой настолько хорошо запоминаются, что их уже невозможно забыть. В США эту симфонию тоже знают и любят. Взять хотя бы MGM'овские фильмы 30-50-х, где ее играют время от времени. Марио Ланца даже что-то пел под мелодию из второй части в That Midnight Kiss.

Музыка-музыкой, но и Хонек – большой мастер дирижирования. Аплодисменты в конце были дольше и громче, чем обычно. Мы нисколько не жалели, что пришли в тот вечер в PSO. А ведь был вариант поехать на эти выходные в Нью-Йорк, где в субботу днем давали оперу Джона Адамса «Никсон в Китае». Ну, ничего, мы ее по радио (через интернет) послушали. Тоже забавное произведение. Но будут ли через сто лет устраивать фестивали в честь Адамса и играть его музыку? Пока я склоняюсь к ответу «нет».

Вечером в пятницу после концерта заехали по-быстрому ко мне на факультет, чтобы поставить на ночь углеродник копиться. Таблицу я наварил, теперь надо вещества охарактеризовать, а манускрипт я уже почти написал. На следующей неделе в музыке у нас перерыв, а потом нас ждет Бетховен и его Шестая симфония.

Комментариев нет: