понедельник, 7 февраля 2011 г.

Graphical Abstracts

Graphical Abstracts – великая вещь. Все чаще ловлю себя на том, что просматривая новые статьи в ведущих журналах, я даже не утруждаю себя прочтением названия. Смотрю только на рисунок, который авторы сочли нужным вынести на всеобщее обозрение. И только если он меня чем-то зацепит, я могу глянуть на имена, заголовок, а очень редко открыть саму статью и пробежать по ней глазами. Когда я вижу всякую «нано» и «био» графику, то моментально переключаюсь на следующую статью. Иногда я немного завидую химикам, работающих в областях, где сгененрить красивую картинку пара пустяков, но как часто за этой красотой теряется смысл. Поэтому лучший graphical abstract для химика-органика – это схема самой замечательной реакции и/или X-ray самого замечательного продукта. Все коротко и ясно, максимум можно цветами подсветить.

Если же органики начинают мудрить и вместо схем помещают всякие натюрморты, то с немалой вероятностью я не обращу внимания на такую статью. Есть, конечно, рисунки, которые волей-неволей заставляют приостановиться. Иногда воскликнешь: «Что за детская ерунда в серьезном научном издании!» А потом, наоборот, завидно станет, что у тебя графические абстракты настолько унылые, а кому-то пришла изящная идея. Идея же изящна только тогда, когда картинка не просто красива, но и отражает химическую идею.

Недавний пример: осьминог, схвативший восемь Gd3+ шаров, символизирует дендримерный лиганд, удерживающий восемь ионов гадолиния.


Придираются ли редакторы и рецензенты к graphical abstracts? Думаю, что они пропустят все, что имеет хоть малейшее отношение к статье и благопристойно. Некоторые профессора этим пользуются и вырабатывают собственный «стиль». Самый известный пример, наверно, K. C. Nicolaou, который с некоторых пор стал закрашивать все циклы в своих схемах.


Легкость понимания это не увеличило, зато я, пролистывая ASAP, за долю секунды вижу, что Nicolaou опубликовал что-то новенькое . Мне даже не надо смотреть список авторов. Интересно, а он обидится, если кто-то начнет точно так же закрашивать циклы в своих эбстрактах?

Я заметил, что другие профессора тоже начали все статьи украшать в едином стиле. Например, специалист по карбенам Frank Glorius из Мюнстера размещает свои схемы на светло-желтом фоне.

И даже наш постоянный соавтор Emmanuel Lacôte имеет свой бзик: отмечать реагирующие атомы яркими кружками. Как, например, здесь. Пользы и красоты опять же немного, зато я сразу вижу, что Эммануэль в соавторах.


Вот я и задумался о том, чтобы выработать свой собственный стиль для graphical abstracts. Стану же я когда-нибудь corresponding author’ом! У меня тогда времени может не оказаться, чтобы стиль выдумывать. Сайт группы я тоже подумываю набросать, пока досиживаю в аспирантуре и могу никуда не спешить. Ну, так вот думал я, думал и придумал, что если кто-то хочет показать, что это его творение, то этот кто-то ставит подпись. Значит, надо не в ChemDraw рисовать схемы, а писать их от руки. Ясность при этом не пострадает. Зато как льва узнают по когтям, так мои статьи будут узнавать по моему неповторимому почерку. Можно и каких-нибудь чудиков в углу пририсовывать для пущей убедительности.

Вот, например, стандартно унылый abstract моей последней статьи.


А вот он же перерисованный за две минуты подручным пишущим материалом.

Если, конечно, очень захотеть и потратить минут десять, то можно создать более сложную композицию.

Телевизор и интернет отупляют человечество, и ученые не должны быть исключением. Что проще: разглядывать цветные картинки или читать нудный текст? В статье по синтезу мне достаточно посмотреть на схемы, чтобы понять, о чем эта статья. Текст часто просто описывает те же стадии словами. Потому другая идея, которую я вынашиваю, это замена трехступенчатой системы:

(Graphical) Abstract – Main Text – Supporting Info

на четырехступенчатую:

(Graphical) Abstract – Colorful Presentation – Main Text – Supporting Info

Авторам, помимо подготовки манускрипта и SI (которые все равно никто, кроме работающих в той же области, читать не успевает), предлагается сжато (не более 5 слайдов для communication) изложить суть работы в виде презентации. А то иной abstract или summary без рисунков понять невозможно.

Комментариев нет: