суббота, 26 февраля 2011 г.

Шестая симфония и другие сочинения Бетховена

В Питтсбурге редкие оттепели и редкие заморозки со снегом сменяют друг друга на фоне в меру ясных дней при температуре 0–5 °С. А нам в пятницу пришло время идти на очередной концерт в PSO, составленный исключительно из произведений Бетховена. Несмотря или благодаря тому, что дирижировал Хонек, получился такой стандартный, дежурный концерт, чтобы поставить галочку и жить дальше.

Отличался тот вечер только тем, что PSO испытывал какие-то компьютерные проблемы. На входе не работали сканеры для билетов, и билетеры по старинке отрывали корешки (наверно, потом всю кучу отсканят). Еще не было программок, которые в США всегда бесплатные и содержат немало всякой сопутствующей информации. Вчера же слушателям раздавали сиротливые листы A4 с отксеренной программой вечера. Осталось загадкой, были ли все эти технические трудности взаимосвязаны.

Мы сидели по самому центру и издалека видели профессора Каррана с женой, которые сидели на тех же местах сбоку, где мы их месяц назад на моцартовском концерте встретили. На этот раз я уж не пошел здороваться и не знаю, заметил ли он нас.

Концерт начали с Шестой «Пасторальной» симфонии, наиболее спокойной среди бетховенских симфоний. Музыка звучит ровно и неторопливо, как размеренная деревенская жизнь. Но потом, начиная с конца второй части, картина становится интереснее: праздник, гроза (с шумными литаврами, разумеется) и возвращение к спокойствию после грозы.

Второе отделение включало Первый фортепианный концерт, написанный еще в восемнадцатом веке, в исполнении немца Ларса Вогта. Концерты Бетховена – это не большие и громкие романтические концерты. Тут еще очень много камерности. Даже рояль используется меньший по размерам, чем для того же Чайковского. Музыка приятная, но без особых эффектов. В памяти зацепилась только необычно продвинутая каденция (когда оркестр на пару минут замолкает, и пианист играет нечто виртуозное) в финале первой части. Изначально это должна быть импровизация, но большинство фортепианных концертов за историю исполнения обзавелось традиционными прописанными каденциями, часто сочиненными намного лет позже самого концерта. Всеобщего согласия на счет каденции в Первом Бетховена не существует. Может, в отсутствующей программке содержались комментарии по этому вопросу. В общем, сыграли концерт, и ладно. Обошлись без бисов.

Завершала вечер Третья увертюра «Леонора», одна из четырех, написанных Бетховеном во время работы над его единственной оперой «Фиделио». Оркестр по сравнению с фортепианным концертом чуть ли не в два раза увеличился. А центральную солирующую роль играла флейта, которая выводит многие важные мелодии. Потому Хонек отдельно на поклонах выделил флейтистку. И еще трубача, который в нужный момент трубил за сценой для создания соответствующего эффекта.

Теперь в нашем посещении PSO наступает перерыв на месяц. До начала апреля там ничего интересного не затевается. Еще раньше мы в Pittsburgh Opera на «Турандот» сходим.

Комментариев нет: