суббота, 10 апреля 2010 г.

Второй Чайковского и Пятая Прокофьева

Только когда мы уже сидели на своих местах в PSO вечером пятницы 9 апреля, до меня дошло, что слушать нам предстоит сочинения двух русских композиторов. Музыку я воспринимаю настолько интернациональным делом, что на такие совпадения не обращаешь внимания.

Первым отделением шел Второй фортепианный концерт Чайковского – его премьерное исполнение в Pittsburgh Symphony. Программка, будто извиняясь, сообщала, что, конечно, самым известным из фортепианных концертов когда-либо написанных является Первый Чайковского, но вот, представьте себе, есть у Чайковского и Второй концерт, не настолько распиаренный, но тем не менее представляющий заслуженный интерес.

Мы слушали Первый концерт недавно и вот добрались до Второго. Но перед тем как загремела музыка, достопочтимым зрителям представили короткий видеоролик, в котором скрипачка PSO ожидаемо просила денег на поддержку оркестра. Денег в США просят все и всегда, а многие даже дают, так как подобную благотворительность можно вычесть из налогов.

Махал дирижерской палочкой Yan Pascal Tortelier, а по клавишам рояля бил Stephen Hough. Наверно, достойные люди, но я о них ничего до этого концерта не знал. Оркестр тоже был немаленький. Я был в традиционном сонливом настроении и на протяжении концерта клевал носом. Тем не менее, мне Второй концерт (по крайней мере, если сравнивать PSO исполнения) даже больше Первого понравился. Публике не составило труда вызвать пианиста на бис. Продолжая русскую тему, Стивен сыграл «Подмосковные вечера» в некоей обработке и с дополнительными выкрутасами. Надо было бы что-нибудь более живое, ну ладно.

А вот вторым отделением пошла Пятая симфония Прокофьева. Оркестр стал еще больше, а большое фортепианно заменили маленьким. Здесь я уже почти не дремал. Это вам не Гайдн. В первой части стоит грохот, во второй вообще нет ни одного слабого момента, сразу попадаешь в полное напряжение и внимание, а в последней части одна кода дорогого стоит. Симфония заслуженно получила Сталинскую премию. Такое же неожиданно сильное впечатление я в свое время получил от Шестой Малера.

Да, симфонии Прокофьева ничем не хуже симфоний Малера. Надо будет где-нибудь дисков достать, чтобы в машине слушать. А в PSO я еще пойду в этом сезоне и не раз.

Комментариев нет: