пятница, 30 июня 2023 г.

Поездка в СФ: Алькатрас, Crowley Lake Columns и другие

Из недавней поездки в Калифорнию могу посоветовать два места. Первое суперизвестное – тюрьма Алькатрас на одноимённом острове, куда можно доплыть на туристическом кораблике из Сан-Франциско. Давно о ней знал, но посетили её только сейчас и не пожалели. Ещё погода была настоящая летняя сан-францисская:

А о втором месте я узнал только в прошлом году. В калифорнийских горах, не так далеко от озера Моно расположен искусственный резервуар Crowley Lake, на берегу которого образовались очень необычные колонны, похожие не на природное явление, а на древний храм:

К колоннам мы в понедельник в первую очередь и поехали. По пути проезжали невадский город Бейти (Beatty, NV), в котором вначале увидели знак «Переход ослов», а потом действительно два осла переходили дорогу – диких burros тут живёт больше, чем людей:

По просёлочным дорогам (NV-266 и CA-168) смогли проникнуть в Калифорнию в объезд сельскохозяйственных патрулей (California Border Protection Stations). С остановкой на обед в Denny’s в Bishop, CA к 2 часам дня добрались до «озера» Кроули:

До колонн можно или плыть на лодке, или ехать на внедорожнике, или идти две мили пешком. Мы выбрали последний вариант, хотя, наверно, на нашей Honda CR-V смогли бы проехать намного ближе (но лучше не надо):

Вблизи колонны выглядят рукотворными. Мне представляется, что в какой-нибудь Турции могли бы быть такие скальные храмы ранних христиан:

Но образовались они после извержения вулкана 700 тысяч лет назад: в остывающую вулканическую золу попадала вода, испарялась, создавая поры, которые со временем заполнились алюмосиликатами.

До создания водохранилища в 1941 году колонны оставались под землёй, а потом волны «озера» Кроули стали разрушать более мягкие вулканические породы, оставляя на берегу твёрдые алюмосиликатные колонны:

Любителям озёр и необычных образований рекомендую их посетить. Тем более, что кругом тоже полно красивых мест:

Ночевать мы остановились в кемпинге Sherwin Creek возле города Mammoth Lakes, CA. Дни длинные (темнеет в половину девятого), поэтому успели ещё прямо из кемпинга сходить 6-мильный трейл Sherwin Lakes до горных озёр, возле которых ещё лежит снег:

Получилось разнообразие в пейзажах по сравнению с «красной» Ютой, но на похожую природу мы насмотрелись за 6 лет жизни в Сиэтле. В кемпинге купили две пачки дров (по $8 за 0,7 кубического фута), проверили в деле новый топор и до 11 вечера грелись у костра:

Небо было ясное, температура ночью опускалась до 38 ºF (+3 ºC). Но фотографирование звёзд на айфон меня разочаровало. Всё равно желателен штатив. С рук получается подразмазано, хотя «ковш» Большой Медведицы легко определяется:

Во вторник поехали в СФ через извилистый и заснеженный перевал Сонора (Sonora Pass). Дорога Tioga Rd через парк Йосемити так и закрыта в этом году после рекордного снега.

Изначальный план был парковаться в самом СФ, но пока мы ели в индийском ресторане (плохом) в East Bay я решил проверить, а не быстрее ли будет доехать до города на электричке BART. По времени выходило сопоставимо, зато парковка у BART намного дешевле ($6/день, а не $30/день; многодневную надо предоплатить через приложение BART и оставить машину на Reserved площадке), за BART надо платить ($5.60 в одну сторону на человека), но не надо платить за мост ($6), немного сэкономим на бензине и не придётся маневрировать среди бомжей, переходящих сан-францисские улицы в неожиданных местах. В итоге, зная от жж-друзей, что Castro Valley – безопасный город, оставили машину на тамошней станции BART:

Сам BART показался неожиданно пустым, и бомжей в нём тоже замечено не было. Людей в масках уже попадается очень мало. За всю поездку видели одно только место, где они обязательны – консульство Китая – но нам туда не надо. Остановились мы в отеле The Donatello, но на фото не он, а магазин Macy’s в том же районе:

Сходили в Trader Joe’s за перекусом на завтраки и ужины, и во вторник вечером мы отправились в San Francisco Symphony, где немецкий пианист Игорь Левит играл сольный концерт. Это первый раз, когда мы в большом концертном зале слушаем только пианиста. Нормально, но с оркестром было бы разнообразнее:

После концерта мы неожиданно оказались в итальянском ресторане, где благодаря работающему там знакомому знакомой получили бесплатное вино и десерт:

А в среду с утра пошагали грузиться на лодку на Алькатрас. В течение нашего пребывания в СФ температура не поднималась выше 65 ºF (18 ºC), дул ветер, голубого неба мы не видели.

В очереди на кораблик мы в одних рубашках чуть ли не легче всех были одеты. Оказалось, что можно было не приходить за 30 минут до отправления, так как никто не спешил занимать лучшие места для наблюдения с носа корабля:

Алькатрас управляется государственной NPS, и лучше через их сайт искать ссылку на тех, кто доставит вас на остров, чтобы не переплачивать посредникам (мы платили $45/человека; я ожидал, что будет дороже):

На острове сразу же заметны многочисленные гнездующиеся птицы (запах соответствующий). Чтобы их не беспокоить, трейл вдоль берега к агавам был закрыт:

Но мы нашли, чем заняться на острове два часа. Я и не знал, что у них там целые сады разбиты:

В 19 веке на Алькатрасе был построен военный форт, который с 1934 по 1963 год был превращён в тюрьму для преступников уровня Аль Капоне. В главное здание тюрьмы я советую отправиться в первую очередь, пока на остров не прибудут всё новые и новые лодки с туристами:

Вон ещё одна плывёт. Мы правильно сделали, что прибыли в 9:20 утра:

По тюрьме можно ходить самому, но интереснее взять аудиогид, который входит в цену билета. Его записали бывшие надзиратели и заключённые. Звуки лязгающих дверей и галдящих преступников добавляют атмосферности:

Мне тюрьма не показалась страшной: у каждого своя комнатка, кормят три раза в день той же едой, что и у охраны, есть библиотека, двор для прогулок, разрешены посещения родственников:

Я об Алькатрасе впервые прочитал в детстве в книжке-энциклопедии «Истории о дерзких побегах». Как в 1962 году три заключённых ложками проковыряли дырку в стене, обманули охранников поддельными головами из папье-маше и сбежали по вентиляции:

В книге их ещё прозвали «аккордеонистами», потому что игрой на аккордеоне они заглушали звуки расковыривания стены. До сих пор неизвестно, смогли ли они в итоге добраться до берега или утонули в заливе: после побега их так никто и не видел.

После закрытия тюрьмы в 1969–1971 годах Алькатрас оккупировали индейские активисты, от которых остались граффити:

И сожжённые здания, например, дом начальника тюрьмы:

Мост Золотые Ворота в тумане на фоне двух стеблей агавы и многочисленных бакланов:

А в другую сторону – даунтаун СФ, Bay Bridge, снова агавы и бакланы:

На лодке в 11:25 мы уже вернулись в город:

В общей сложности прогулялись в среду на 15 миль. Морских львов на 39-м пирсе было мало, поэтому их не выкладываю. «Дворец изящных искусств» и в плохую погоду выглядит внушительно:

Нефункциональный новодел «под античность» к выставке 1915 года стал одним из символов СФ:

А про Yoda Fountain в парке Presidio я не знал. Но раз мимо проходили, то сфотографировал:

После ланч-буфета в индийском ресторане вернулись в отель. Вечером нас ждала опера Рихарда Штраусса «Женщина без тени» (Die Frau ohne Schatten) на 4 часа, ради которой мы в СФ и поехали. Декорации, костюмы, музыка были хорошие, но сама история слишком запутанная, чтобы опера стала популярной:

Как у нас обычно бывает – едем ради оперы, а по пути смотрим другое интересное. Мы и в Лондон в воскресенье летим ради оперы, а Йонас Кауфман отменил выступление из-за болезни. Ну, послушаем другого тенора в «Вертере» и посмотрим сам город. Там должна быть настоящая средневековая архитектура:

А в этой поездке нам осталось в четверг добраться до машины, заехать в TJ’s и 10 часов пилить домой с остановками на заправки и обед. Если бы не Лондон, то могли бы поискать дополнительные хайки в парке Секвой и ехать домой два дня. Но было интересно, какие ощущения будут после 10-часовой поездки через пустыню (шоколад из TJ’s почти весь расплавился).

Чувствую, если в октябре мы снова соберёмся в СФ на «Лоэнгрина» Вагнера, мы полетим на самолёте. Утомляет всё же ездить по одним и тем же дорогам туда-обратно: