пятница, 21 апреля 2023 г.

«Призраки» в Сан-Диего – День 3

Вечером пятницы 14 апреля мы посетили мировую премьеру оперы ужасов Николаса Ревелеса «Призраки», ради которой мы и приехали в Сан-Диего. Что могу сказать: история создания оперы интереснее, чем получившийся результат:


Но если рассказывать о поездке в хронологическом порядке, то мы ещё успели утром и днём нагуляться вдоль океана в солнечную погоду:


После завтрака пешком из отеля обошли близлежащий Shelter Island, который представляет собой полуостров, а не остров. Весь этот угол СД посвящён морю, лодкам, яхтам: парусным и без парусов – их хранению, ремонту и продаже за большие миллионы. Но мы с братом пока люди сухопутные:


В семь утра на берегу суровые мужики в грубой одежде укладывали снасти, с которыми собирались выйти на океаническую рыбалку. Напомнили рыбаков, которые ездили в электричке в наши университетские времена. У кого какие развлечения: кто приезжает в СД в оперу, а кто рыбку половить:


Хищная птица скопа тоже питается рыбой. Я не решился подойти ближе к её гнезду, а теперь жалею, так как все фото получились мелкими и смазанными. Я перестал носить с собой фотоаппарат, раз все равно снимаю на телефон, но увеличение у моего дешёвого телефона самое примитивное. Однако покупать крутой телефон и объективы к нему только ради фотографирования птичек я не буду:


Вот пеликан, летящий над водой, случайно получился неплохо:


Изначально у нас в планах было дойти до океана пешком: всего час, а по пути посмотрели бы, как живут простые сан-диежцы. Но всё же решили поехать на машине, чтобы больше успеть. И поэтому отправились на самую южную оконечность полуострова Point Loma, в Cabrillo National Monument:


Назван он так в честь Хуана Родригеса Кабрильо, который в 1542 году возглавлял первую экспедицию европейцев, вошедших в залив Сан-Диего. Через год он погиб в стычке с индейцами чумашами на острове Санта-Каталина, и испанцы долго не совались в эти негостеприимные места. Город Сан-Диего был основан только в 1769 году:


Мы с братом обсуждали, что если бы США не отхватили эту территорию в ходе Американо-мексиканской войны (1846–1848), то Сан-Диего был бы бедным городком:


И, наоборот, если бы они захватили ещё и весь полуостров Нижняя Калифорния (Baja California), самые дорогие курорты и дома на тихоокеанском побережье США были бы ещё южнее:


Въезд в национальный монумент для нас был бесплатным по годовому пропуску America the Beautiful. Мой брат подсчитал, что мы за одну только эту поездку потратили бы на национальные парки $80 – столько, сколько стоит годовой пропуск. Не устаю рекомендовать всем его приобрести и сэкономить время и деньги:


Помимо статуи Кабрильо посещения заслуживает старый маяк, который действовал с 1855 по 1891 годы, пока не построили новый поближе к воде. Что-что, а туманы в СД бывают знатные:


В маяк можно зайти, посмотреть небольшую экспозицию о том, как жили смотрители, но на самый-самый верх подняться не дадут. В таких местах мне так и хочется написать мистический триллер о маяках и морских чудовищах:


Вечером видели в городе научное судно под названием «Дагон». Поклонники творчества Говарда Лавкрафта оценят шутку. «В своём доме в Р’льехе мёртвый Ктулху спит, ожидая своего часа» – как раз про южный Тихий океан, где «Дагон» собирается вести исследования:


Около полудня мы снова бродили по линии отлива, пытаясь разглядеть морских жителей. Но из интересного попадались только раки-отшельники. (На фото не улитки, а крабики, которые используют пустые раковины в качестве домика):


И такие облипшие ракушками актинии:


Потом мы поехали в место, которое называется Sunset Cliffs (Закатные утёсы), где было много красивых цветов:


Но пещера, которая нас больше всего интересовала, оказалась огорожена. А зайти в неё снизу с берега можно только в ещё более сильный отлив:


Нашагавшись и напрыгавшись по берегу, мы поехали пообедать в ещё один индийский ресторан Taste of the Himalayas. Еду я на этот раз не фотографировал, поэтому покажу, какие «горы» бывают у океана. В Гималаях не бывал, но по фото из интернета в Калифорнии красивее:


В театр из отеля мы пошли пешком – часа полтора идти. Вдоль воды с одной стороны и аэропорта СД с другой проложена удобная дорожка:


В СД до 2020 года мэром был республиканец, и город показался нам необычайно чистым по сравнению с ЛА и СФ. В 2020 году мэром избрали цветного гея-демократа. Очень надеюсь, что он не скажет, что городские парки должны быть не для богатеньких туристов, а для угнетённых бездомных. Реклама Крокодила Гены:


Если бы авианосец Midway был открыт хотя бы до 6 вечера, то мы бы на него сходили. Но с нашим желанием побывать в отлив на океаническом берегу на музеи времени никак не оставалось. Не пытаться же обойти его весь за час:


Поэтому бродили по городу, пока не наступило время лекции (pre-talk). Видели легко узнаваемую скульптуру Jaume Plensa:


Жёлтое здание с куполом на заднем плане – Balboa Theatre, где мы слушали оперу. Театр был построен в 1924 году, в 1980-е стоял заброшенным и готовился к сносу, но был спасён, реконструирован и вновь открыт в 2008 году:


Лекцию перед представлением «Призраков» прочитал режиссёр и соавтор либретто Джон де лос Сантос. Он рассказал, как десять месяцев назад к нему обратился местный композитор и популяризатор оперы Ник Ревелес, работавший с оперой Сан-Диего с 1977 года, с предложением поставить две оперы-ужастика “Dormir” и “House”, к которым Ник написал музыку. Джона проект заинтересовал, но он чувствовал, что эти две одноактные оперы недостаточно длинные и ничем не связаны между собой и что нужен третий объединяющий сюжет. Он спросил Ревелеса, что пугает его больше всего. Тот подумал и сказал, что от его деда-художника, которого тоже звали Николас Ревелес и который умер за девять месяцев до рождения Ника, остались картины, которые очень пугали его в детстве. Одна из них, изображающее мёртвое дерево, стала основой для третьей части оперы “Eden” и была выставлена в лобби театра:


За два дня Джон написал либретто о сумасшедшем коллекционере и преподнёс всё так, что герои всех трёх частей оперы владеют одной и той же проклятой картиной, которая приносит им несчастье. Ник написал музыку к “Eden” всего за две недели. Тогда он ещё не знал, что болен раком поджелудочной железы. Когда Джон посещал Ника последний раз в хосписе, тот пообещал, что живой или мёртвый, он будет на премьере своей оперы и передал Джону камень-талисман, который тот продемонстрировал собравшейся публике в конце лекции. Николас Ревелес:


Атмосферный старый театр, проклятая картина, выставленная в лобби, смерть композитора накануне премьеры – все ингредиенты для оперы ужасов были готовы, но результат нас разочаровал. Нам с братом не понравилось ни либретто, ни музыка. Две из трёх частей представляли собой монооперы, когда на сцене в течение 30 минут был всего один певец, который изображал постепенное схождение с ума, нарушая базовый принцип писательства “show, don’t tell” (показывай, не рассказывай). Музыка была написана в стиле, который мы называем «современная американская опера»: композитор боится написать запоминающуюся приятную мелодию. Вместо этого певец поёт что-то своё прозаическое рваными фразами, а из оркестра время от времени подаёт голос тот или иной инструмент. От Ника Ревелеса с его знанием оперы и пониманием, как важно привлечь к этому жанру новых слушателей, я ожидал большего:


Сегодня переслушал его рассказ о «Лючии ди Ламмермур» на ютубе (благодаря этим видео я и узнал о Нике Ревелесе в первый раз). И там он правильно объясняет, как Доницетти писал музыку, чтобы передать встречу героини с призраком и не предать идеалы бельканто. Самому Ревелесу более-менее удалось приблизиться к оперному драматизму в акте под названием “Dormir”, где есть три действующих персонажа и между ними создаётся напряжение. Сиделка-мексиканка задумывает с помощью своего сына убить неприятного старика, которому вынуждена прислуживать и терпеть его причуды. Но и то я ожидал, что будет больше «магического реализма» и мексиканского фольклора, как, например, на картинах из музея, который мы посетили на следующий день:


Вероятность, что “Ghosts” поставят ещё где-нибудь, кроме Сан-Диего, или поставят вообще когда-нибудь, мала. Но считайте, что вы много не потеряли. На свете полно хороших опер, в том числе с фантастическим сюжетом:


В отель мы поехали на убере. Поездка обошлась в $35, хотя днём было бы всего $12. Но мы за парковку заплатили бы не меньше $20, если бы вообще нашли место (параллельно шла бейсбольная игра). Зато спокойно прогулялись по городу. И если премьера «Призраков» явилась отправной точкой к планированию поездки в СД, она никак не стала единственным и самым важным событием. Нам нужен был повод, чтобы добраться до океана, и мы его нашли:

Комментариев нет: