Игра считается классикой adventure жанра. Не помню точно, как она к нам попала, но из-за незнания английского мы самостоятельно не могли пройти дальше первых локаций. К счастью, даже в доинтернетовскую эпоху при ней нашелся файл-прохождение на русском, благодаря которому мы смогли прокликать ее до конца. И вот перед поездкой в Южную Дакоту зачесались у меня руки поиграть онлайн сейчас, когда я знаю и английский, и американскую жизнь.
Мне понравилось. Тот уровень юмора, который я люблю, хотя многие шутки все равно не понял, потому что не играл в те игры и не смотрел те фильмы. При этом игра весьма сложная. Если бы я все еще не помнил некоторые штуки 20 лет спустя, ни за что бы не догадался, где какую вещь применить. И все равно пришлось в проходилки лезть. Благо сейчас можно на ютубе найти несколько полных прохождений. Вот, например, интересующая нас локация:
На реальном Рашморе подойти к президентам близко нельзя. Можно или разглядывать с почтительного расстояния, или подойти к самому основанию горы и смотреть на них снизу вверх:
А в компьютерной игре все намного веселее. Там из носов президентов прыгают на “тарзанке”. Издалека выглядит, как сопли, и нашим героям тоже надо будет прыгнуть, чтобы достать смолы. Поэтому я на Рашморе внимательно рассматривал президентские носы:
Смола – отсылка к музею в Лос-Анджелесе (La Brea Tar Pits), поэтому я думал, что и динозавры, расположенные в той же локации, такая общая отсылка к паркам динозавров – мало ли их в США. Но обнаружил, что рядом с Рашмор в Рапид-Сити есть городской парк, где стоят “исторические” скульптуры динозавров, поставленные еще в 1930-е годы. Одна композиционная группа очень напоминает экран из игры:
Только вместо трицератопса справа они разместили мамонта. Так и смешнее, и по сюжету игры нужно. У тиранозавра надо вытащить зуб. И у настоящей скульптуры в Рапид-Сити тоже зубы воруют. Не могу поверить, что авторы игры об этом парке не знали, и так совпало. Явно были в этих местах и набирались вдохновения. Я больше фотографий Dinosaur Park размещал в инстаграме:
Тем более, что вокруг Рашмора создана огромная индустрия незамысловатых развлечений – вертолетные туры, поля для гольфа, сафари с медведями, не хватает только “самого большого клубка шерсти”:
А вот своя Mystery Area есть. В игре там сплошной сюрреализм, все вверх ногами перевернуто и в воздухе плавает:
На следующий день мы поехали к Мемориалу Неистового Коня (Crazy Horse), расположенному неподалеку. После того как закончилось строительство монумента на Горе Рашмор, индейцы загорелись идеей выбить своих лидеров, чтобы показать бледнолицым, кому принадлежат Черные Холмы. И вождь Генри “Стоящий Медведь” попросил скульптора польского происхождения Korczak Ziolkowksi (Зюлковски, а не Циолковский) создать мемориал воину племени Лакота по имени Crazy Horse (ок. 1840–1877), который, конечно, в основном бил другие индейские племена, но и белым от него доставалось, пока они его не убили при мутных обстоятельствах:
Работы начались в 1948 году, скульптор умер в 1982-м. Мемориал оброс сувенирными лавками, рестораном и второсортным музеем, в которых до сих пор заправляют дети и внуки этого Зюлковского. За въезд они взяли с нас $24 (на Рашморе берут $10), при том что гору с лицом Бешеной Лошади видно бесплатно с дороги. Но я хотел подойти поближе, так как видел по фоткам на картах гугла, что это возможно:
Оказалось, что путь к горе пешком открыт только один день в году, но можно подъехать на автобусе (еще по $4 с человека). Вот не люблю я всякие “индейские” развлечения и казино, тянут деньги за каждый чих. Настоящие индейцы при этом весьма недовольны всей этой стройкой и зарабатыванием на их истории. Говорят, что сам Crazy Horse был бы решительно против, чтобы гору уничтожали с целью создать ему гигантский памятник. Но родственники скульптора зарабатывают миллионы на продаже китайских сувениров, поэтому лавочка работает:
В ожидании автобуса к основанию горы походили по музею. И тут я увидел знакомое имя:
В игре Бруно – это имя бигфута (снежного человека), который сбежал из цирка и которого ищут главные герои. А тут это чучело бизона, которое выставляется в “индейском” музее:
Могло такое быть, что авторы игры туда тоже добрались, видели этого Бруно и взяли имя для персонажа игры? В Sam & Max Hit the Road главные герои, за которых играешь, – собака и заяц, но все люди в игре белые. Бигфуты выполняют роль одновременно черных, индейцев и вообще угнетенных меньшинств, что весьма очевидно проглядывает сквозь юмор диалогов. И главный злодей в игре – кантри-певец Бампус, у которого дом – музей имени себя:
Я понимаю, что тут больше отсылок к Элвису. Но вот ходили мы по “индейскому” музею, а там больше про скульптора Зюлковского: вот мастерская скульптора, вот дом скульптора, вот его работы, вот портрет его жены:
Про самого Crazy Horse, кажется, ничего не было. И я спросил брата, а нет ли тут такой параллели с Бампусом: тот заставлял бигфутов у себя на подтанцовке играть, а эти наживаются на индейской истории? Брат сказал, что я слишком фантазирую. А в музее, как и в доме Бампуса, на стенах висят головы животных. Если бы они умели, как в игре, говорить, то рассказали бы, кто из нас прав:
На Рашморе тоже можно найти бюсты скульптора Гутзона Борглума. Но там все поскромнее, как мне показалось:
В его мастерской можно посмотреть изначальную задумку скульптурной группы президентов. Она тоже была амбициозная. Без коней и “тарзанок”, но в пиджаках и с руками. Но у них только на головы ушло 14 лет (1927–1941), решили, что и так сойдет.
В общем, мой вывод: на Рашмор заехать стоит, но этим летом у них тоже небольшое строительство, часть наблюдательных площадок закрыта. Sam & Max: Hit the Road рекомендую всем любителям старых пиксельных адвенчуров. А Crazy Horse Memorial® – чем позже посетишь, тем больше “индейцы” достроят. Вокруг в Black Hills есть более интересные места, о которых я еще напишу:
Комментариев нет:
Отправить комментарий