воскресенье, 28 июня 2020 г.

Дильс–Альдер и при чем тут Брейгель

В посте о загадочных картинках химики быстро разгадали химический смысл, зато нехимик угадала Питера Брейгеля Старшего (1525/30–1569), чья картина ”Нидерландские пословицы” дала мне идею для серии рисунков, которые по аналогии назовем “Именные реакции”. На своей доске Брейгель изобразил маслом более ста пословиц (список в английской Wiki содержит 126 догадок искусствоведов), вот, например, пословица “Кто-то стрижет овец, а кто-то – свиней”, которая имеет тот смысл, что одни публикуются в Nature, а другие – в “Вестнике”:


Сама картина полна мелких деталей и загадочных сцен. Я размещу здесь ее в виде ссылки на файл размером 5649 х 4000 пикселей, чтобы ее можно было открыть в отдельном окне и внимательно рассмотреть:



Обычно у Брейгеля я могу догадаться, что происходит, но “Нидерландские пословицы” показались мне настолько загадочными, будто человек, не знающий химии, смотрит на химические формулы. Что передо мною формулы, я понимаю, но что они значат – надо читать и разбираться. Вот некоторые из них:




Вторая, например, расшифровывается как “Она надевает на мужа голубой плащ” (= она изменяет мужу). Такой пословицы в известных мне языках не сохранилось. Изначальное название картины было “Голубой плащ или Глупость мира”. Сам Брейгель, конечно, никаких буклетов с подписями, где какая пословица, не оставил.


В сети можно найти подражания Брейгелю, где люди в меру своего художественного умения изображают китайские пословицы или идиомы современного английского. Может, и русские пословицы кто-то нарисовал. Но по сравнению с Брейгелем мне все это современное подражательство не понравилось. Вот у него чудики, так чудики. Их мне интересно разглядывать. И в мою голову пришло, что пословицами в органической химии будут именные реакции. Не собираясь рисовать сто штук маслом, я набросал быстрый эскиз из предыдущего поста, и для меня было естественным начать с реакции Дильса–Альдера:


Стал сочинять этот пост и понял, что не могу объяснить, почему именно Дильс–Альдер. Сам я эту реакцию никогда в лаборатории не ставил (но я такой химик, что вообще мало, какие реакции проводил). Ее еще называли “реакцией без механизма”, потому что она не вписывалась в классическую схему, где реакции делились на ионные и радикальные. Пришлось выделять третью категорию – перициклические реакции.

При этом и важного промышленного применения Дильс–Альдер не имеет, и в биологических системах ее нашли только лет двадцать назад вместе с соответствующими ферментами дильс-альдеразами. Но она настолько широко применялась в полном синтезе, начиная с синтезов стероидов Вудвордом, и столько вокруг нее можно накрутить вещей, связанных с механизмами и стереохимией, что это такой “голубой плащ” моей композиции.

А дальше я ориентировался не на Брейгеля, а на свое внутреннее представление, кто такие Дильс и Альдер. С самого начала, как я с этой реакцией познакомился, я понимал, что это два немецких ученых, которые ее открыли. Но у меня иногда странные ассоциации рождаются, поэтому я стал думать, что Дильс отвечает за диен (на схемах реакции его обычно изображают слева), а Альдер – за диенофил. Поэтому я даже выбрал в качестве диенофила на картинке альдегид, чтобы тоже была перекличка с фамилией.


Так как я не знал никаких других химических достижений Дильса или Альдера, то так и отложились они у меня в сознании, как неразделимый образ. Такие Дон Кихот и Санчо Панса, как на рисунке Пабло Пикассо:


Но когда я их нарисовал, то понял, что они больше напоминают мне Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича из повести Гоголя. Была у нас в детстве книжка вот с такой иллюстрацией:


Настоящие же Отто Дильс и Курт Альдер выглядели так:


Но это когда они получили Нобеля в 1950 году, а когда они открыли эту реакцию в 1928-м, работая в Кильском университете, то могли выглядели как-то так:)


Альдер получил PhD с Дильсом за два года до этого и продолжил с ним работать, получается, в качестве постдока. По реакции, обессмертившей их имена, они опубликовали несколько десятков статей, но их биографии в Wikipedia крайне лаконичны. Обычно если человеку привелось жить в Германии с 1933 по 1945 год, там есть, что рассказать. Об этой части их жизни Wiki умалчивает. Я почитал, что через несколько лет после открытия реакции Дильс с Альдером рассорились (прямо как ИИ с ИН), Альдер не мог найти позиции в академии, потому что Дильс не давал ему рекомендации, и сам Альдер не хотел вступать в нацистскую партию, поработал в индустрии, но в итоге стал профессором в Кельне. Дильс ушел на пенсию в начале войны, но в 1945 году кратко вернулся, чтобы помочь возродить органическую химию в потрепанном Кильском университете. С Альдером помирились они только, когда им дали Нобеля.

Но вот, что мне самому интересно: почему у меня Дильс (если диен держит он) – худой, а Альдер – толстый. С точки зрения электронной плотности обычно диен электроноизбыточный, а диенофил электронодефицитный. Будем считать, что я изобразил inverse electron-demand Diels–Alder reaction. Разумеется, если бы я хотел продолжать перерисовывать Брейгеля, то я нашел бы у него пару “толстый–тонкий”. Я столько за эту неделю его картин пересмотрел, что, кажется, у него можно найти любой сюжет. Вот, к примеру, еще одна его большая картина ”Битва Масленицы и Поста”:



Слева мы видим трактир, где все веселятся и пьют. Справа – церковь, где все молятся с постными рожами и завесили покрывалами скульптуры до Пасхи. Можно видеть в картине аллегорию борьбы протестантов с католиками (весьма актуальную для Фландрии 16 века) или противостояние республиканцев с демократами, но мне нужны вот эти двое по центру, которые собственно и изображают битву из названия картины:


Надеюсь, мне не надо объяснять, где тут Carnival, а где Lent. И вот когда я наткнулся на эту сценку в пятницу вечером, то понял, что мои Дильс с Альдером могли бы выглядеть как-то так:


Но это было бы уже совсем откровенное воровство брейгелевских персонажей, поэтому оставлю тех, что есть.

Комментариев нет: