среда, 3 июля 2019 г.

Один год моему сайту с примерами петиций на грин-карту

Примерно год назад я создал сайт, куда загрузил примеры петиций I-140 по рабочим категориям, описал свою историю получения грин-карты и составил длинный FAQ (часто задаваемые вопросы и ответы) по этой теме на английском и русском языках. В этом посте я хочу поделиться своими впечатлениями за год, указать существующие иммиграционные проблемы для ученых и порассуждать о том, мог бы я помочь в их решении.

Несмотря на то, что я больше не рассылаю пример петиции по е-мейлу, за прошедший год на тему иммиграции мне написали еще 64 человека. Радует, что несколько человек написали на английском, хотя я свой сайт нигде не рекламировал, кроме как ответил на quora на десяток вопросов об этих иммиграционных категориях и дал ссылку на свой сайт. Пара человек написали, что получили одобрения по I-140 благодаря моему примеру, но я уже перестал вести статистику с точностью до человека и на этот раз не стал рассылать е-мейлы с вопросами, как продвигается или чем закончилась иммиграционная история.

После общения с людьми я старался по возможности корректировать и дополнять раздел FAQ на сайте. Хотя основная схема подачи документов и законодательство никак не поменялись. Я в основном обновлял технические вещи (размеры пошлин и сроки действия медицинских форм) и добавлял резкости к формулировкам, чтобы люди не думали, что любой экстраординарный дурак может получить грин-карту за свою экстраординарность.

Я уже привык к тому, что сроки выдачи грин-карты увеличиваются из года в год, и сейчас разумно ожидать ее два года (не знаю, решился бы я подавать и ждать, если бы такие сроки были в 2012 году, или плюнул бы и вернулся в Россию, чтобы начать бизнес мобильных приложений там). Но тут еще сроки для подачи формы I-485 на смену статуса стали non-current для граждан всех стран. То есть подать одновременно I-140 и I-485 и тем самым оставаться в США легально, ожидая решения, уже нельзя. Я в свое время подавал I-140 с premium processing, получил ответ за неделю и почти сразу подал I-485: сейчас мне пришлось бы ждать месяцев восемь только до подачи I-485 и поддерживать F-1 OPT статус.

Смешно, что при этом более простая EB2-NIW категория, по которой тоже можно подаваться самому без работодателя, остается current. Я слышал версию, что очередь по EB-1A забили адвокаты, которые переметнулись в эту категорию после ужесточения рассмотрения политического убежища. И подают по ней тех самых экстраординарных дураков, рассуждая, что нет неэкстраординарных людей, есть недообследованные, чья экстраординарность пока никому неочевидна. А вот до NIW пока еще не добрались.

Поэтому основные решаемые проблемы для иммиграции ученых я вижу следующие:

1) Затянувшиеся сроки рассмотрения I-485, которые в будущем могут только вырасти. И связанное с этим отсутствие premium processing по I-140 для EB2-NIW и по I-485. Сроки начали расти при Обаме, но при Трампе еще личное интервью по рабочим категориям ввели.

2) Размытость критериев, из-за которых грин-карты одобряют фотографам, которые не представляют, как будут зарабатывать в США, но отказывают ученым с 500+ цитированиями и позицией в Northwestern University. PhD в STEM из американского универа само по себе должно быть основанием для получения грин-карты.

3) Дискриминация в отношении людей, родившихся в Китае и Индии (у них сроки ожидания вообще на десятилетие растянулись по всем категориям). Как “Muslim ban”, так все об этом кричат, академики и нобелевские лауреаты подписывают петиции к президенту, а о том, что их собственных аспирантов и постдоков из Китая и Индии дискриминируют много лет даже не по гражданству, а по стране рождения, никто не замечает.

4) Слишком короткий срок действия F-1 виз для граждан России (и Китая) – всего 1 год. После любого выезда из США надо получать новую визу, рискуя нарваться на многомесячные проверки. Должно быть D/S - during studies с автоматическим продлением и на срок OPT.

Лично меня уже все эти проблемы не касаются, но проблемы усугубляются тем, что стоит людям получить заветную грин-карту, как они переключаются на новые задачи и мало кто хочет делиться опытом и помогать другим. Я сам хотел сделать сайт с примерами петиции, чтобы накопленные мной знания не пропали после получения грин-карты моим братом. Это был простой способ достичь большого импакта. Если бы я наткнулся в 2012 году на подобный сайт, я нашел бы на нем всю нужную мне информацию для подготовки и подачи собственной петиции (плюс можно вопрос всегда задать).

А вот придумать, что делать дальше, уже сложнее. Я не адвокат и не имею право (да и желания) готовить петицию и документы за других людей, поэтому цели у меня были исключительно информационные. Но я уже понял, что нельзя вбить насильно идею о том, что грин-карту может получить (почти) любой постдок без помощи адвоката. Кому грин-карта нужна, те найдут сайт и разберутся. А кто не знает, чего хочет, не планирует будущие шаги, того хоть за ручку на сайт приведи, он не будет ничего делать. Поэтому не тянет меня заниматься дальнейшей агитацией: писать статьи, снимать видео, ездить по кампусам с лекциями.

На видео, кстати, в основном сбегутся любители проскочить на халяву. Мне часто пишут очень странные личности, я всем отвечаю, что подавал как ученый, работающий в США, про шансы остальных ничего не знаю, но попытка не пытка, а когда они получают официальный отказ от USCIS, развожу руками. Не хочу выглядеть инфоцыганом: еще решат, что если я всем так активно делюсь бесплатно, то есть какой-то подвох, желание их обмануть или, на худой конец, заработать на подачках от Госдепа.

Общение с американским правительством – самый разумный путь, если бы я захотел дальше работать в этом направлении. Из трех ветвей власти у Конгресса больше всего возможностей переписать иммиграционное законодательство, но я не вижу, чтобы демократы с республиканцами договорились по более насущным вопросам типа легализации “даковцев” и массового нелегального пересечения мексиканской границы. Отдельный закон об ученых никто принимать не будет, хотя демократы, вроде, должны быть за иммиграцию и против дискриминации индусов, а для республиканцев у меня есть масса аргументов, что запрещать китайским и русским ученым и инженерам оставаться в США и толкать их к возвращению на родину (или к переезду в Канаду) – это не только разбрасываться людьми, но и усиливать наиболее вероятного противника.

Намного выше шансы повлиять на исполнительную власть в лице USCIS. В конце концов, сроки рассмотрения петиций, наличие premium processing и необходимость интервью определяют именно они. Может, они только спят и видят, когда я им пришлю список предложений, как и что исправить? Если так, то моя лень – враг мой и враг всем потенциальным иммигрантам. Вот пост я написать могу, сайт с помощью брата создал, а писать письма в инстанции – нужен какой-то большой пинок или хорошая компания, чтобы я решил этим заниматься.

Поэтому о возможности действовать через третью ветвь власти – подавать иск к USCIS в суд за ту же дискриминацию индийцев и китайцев по national origin – я могу только умозрительно мечтать. Меня самого никто не дискриминировал, адвокатской лицензии, чтобы вести дела, у меня нет. Хотя я уверен, что если собраться и серьезно подойти к этому делу, то шансы выиграть – признать неконституционными квоты по странам в иммиграционном процессе – ненулевые.

У меня бывают вспышки интереса к разным вещам: то law начну изучать, то налоги, то космос, то манускрипт Войнича. Остается ждать очередного порыва юридического вдохновения, когда я засяду писать конгрессменам, журналистам, ACLU, профессорам и в USCIS, что нынешняя иммиграционная система нелогичная и дискриминационная. Я уже ничего, кроме времени, не теряю. Буду рад услышать, если у кого-то есть идеи, что я могу сделать в иммиграционном поле уже сейчас, чтобы максимально просто и быстро достичь видимого результата, как получилось с раздачей примера петиции вначале по е-мейлу, а потом через сайт.

Комментариев нет: