Когда я в июле был в России, меня неоднократно спрашивали, не собираемся ли мы возвращаться обратно. Я отвечал, что нет, и прикрывался общей фразой о том, что в России я не смог бы заниматься мобильными приложениями. Есть в этом ответе определенное лукавство: смог бы, но бюрократии было бы чуть больше. Потому у меня появилась потребность еще раз записать, почему я не вернулся в Россию летом 2012 года (а вместо этого подал на грин-карту) и почему я не вернусь в Россию в 2015 году.
К лету 2012 года, посмотрев на хваленный Беркли, я окончательно понял, что меня не устраивает, как сейчас устроена академическая среда и что из науки пора валить. Вернуться я был готов только, если не буду зависеть от начальства и грантов. Потому целью стало заработать за следующие 5 лет хотя бы миллион долларов. Мне казалось и кажется, что я смог бы его инвестировать так, чтобы я мог заниматься наукой, не отвлекаясь на денежные вопросы. Единственным посильным вариантом представлялся бизнес мобильных приложений (вот честно, если бы можно было заработать миллион за 5 лет индустриальным химиком или официантом в Макдональдсе, то я бы приложениями не занялся).
Проблемой для открытия бизнеса в США стал мой неиммиграционный студенческий статус F-1. Вариантов было три: А) подавать на грин-карту в США; B) возвращаться в Россию; C) перебираться в третью страну. Последний вариант быстро отвалился, так как я не смог найти страну, куда я бы мог свободно приехать и сразу заняться бизнесом. В самой благоприятной Канаде пришлось бы минимум год ждать вида на жительство. В США я получил бы грин-карту за полгода без глобальных переездов. В России формально я мог сразу заделаться бизнесменом. И будь российские банки и законы чуть дружелюбнее, то я бы вернулся и был счастлив.
Я начал читать о том, как люди занимаются мобильными приложениями в России. Большинство делало это полулегально, потому что легального пути получить деньги от Apple или Google в России не было. Для прохождения валютного контроля в банке требовался договор с “мокрой” печатью и подписью Тима Кука или Ларри Пейджа. Поэтому самый популярный вариант был открыть офшор в каком-нибудь Белизе, туда переводить деньги от Apple, а с офшором уж составлялся договор, который удовлетворял российские банки. В 2013 году ситуация изменится, но на дворе был 2012 год.
Вторая вещь, которая мне очень не понравилась в России, была необходимость создавать юридическое лицо, на худой конец регистрироваться индивидуальным предпринимателем (ИП), иначе грозила уголовная статья за лжепредпринимательство. А ИП обязан платить ежегодный социальный налог (около $1000 на тот год), даже если не было никаких доходов (а в первый год от приложений они и не ожидались).
Начинал составляться список “за” и “против”.
Банки - самый важный на самом деле вопрос. Деньги мало заработать, их надо еще получить. Тут США намного круче России. Счет в американском банке у меня уже был, и мне даже не пришлось никуда идти и ничего с банком обсуждать для того, чтобы начать получать на него деньги от Apple и Google. А в России мало того, что мне пришлось бы открывать счет, так еще надо проходить через валютный контроль, продавать валюту по курсу ЦБ и отвлекаться на эти вещи регулярно.
Я уже не говорю о потенциальных санкциях. Стоило Госдепу США взмахнуть платочком, как Apple и Google отказались пересылать деньги в Сбербанк, ВТБ и еще кучу российских банков. В Крыму после присоединения к России вообще всем разработчикам закрыли аккаунты. С американскими банками я таких фокусов не ожидаю. Все-таки раз Apple, Google и Microsoft - американские компании, то работать с ними из США проще всего. Российские разработчики часто имеют счета в прибалтийских банках.
Налоги - тут, как ни странно, выигрывает Россия. Налог для ИП по “упрощенке” составляет всего 6%. В США я за 2015 год уже не ожидаю отделаться 25%. Хорошо, если 30% будет. Поэтому с нового налогового года есть желание перебраться из Юты, где налог штата 5%, в штат Вашингтон, где налога штата нет (в Сиэтле есть свой налог около 1,5% с оборота, но нам это все равно выгоднее). Да, в России заполнять налоговые формы вроде бы сложнее и надо регулярно ездить в налоговую “сдавать бухгалтерию”, но я не верю, что человек с ПхД со всем этим не разобрался бы.
Бюрократия при регистрации бизнеса - в США при желании отсутствует. Назвался sole proprietor’ом, и ничего больше делать не надо. НДС (sales taxes) за тебя платят Apple и Google. В России надо становиться ИП или открывать фирму. А может быть, еще и офшор, куда ж без него? Многие известные российские ИТ-фирмы не совсем российские: “Яндексом” владеет нидерландский холдинг Yandex N.V., одна из самых успешных российских студий мобильной разработки ZeptoLab (игры Cut the Rope) юридически оформлена в Лондоне, и уж на что Евгений Касперский - патриот и кгбшник, но “Лабораторией Касперского” тоже владеет британский холдинг. Нет, конечно, можно полностью положиться на российские законы и российский суд, но разве мы самые умные?
Сроки - в России можно было все начать на полгода раньше. В США пришлось ждать, когда я получу грин-карту, и, что намного дольше, когда грин-карту получит мой брат. Полгода и три года с лета 2012-го соответственно. А без брата я бы этот бизнес начать не решился бы (хотя “рескининг” программистских навыков не требует, но про него тоже надо еще узнать). Так уж вышло, что сейчас везет computer scientist’ам, и все любят программистов, а не химиков. Никто не любит лузеров, а только героев. Не знаю, насколько дальше мы продвинулись бы, если бы вернулись в Россию в 2012 году.
Патриотизм - я лишен чувства острого патриотизма. И буду прагматично ставить интересы своей семьи выше интересов своей страны. Я писал пост ”Три условия для возвращения [в Россию]”, и хотя ни одно из них не выполнено, если бы интересы бизнеса того потребовали, я бы вернулся. Но душевного восторга от одного того факта, что я делаю бизнес в России, я бы не испытывал.
В Питере у нас, конечно, есть квартира. Там живут наши родственники. Но я предпочитаю летать туда в гости, а для работы нужна рабочая обстановка, когда никто и ничто не отвлекает: встал утром - позавтракал - за компьютер - прогулялся - пообедал - за компьютер - поужинал - за компьютер - лег спать. Если кто-то может добиться результата по-другому, то я им завидую. Все мои достижения (и мобильные приложения не исключение) - результат многочасовой, многодневной, многомесячной, многолетней работы. Как я шучу: “Одни созданы для любви, другие - для работы”.
Поэтому нет, в России мне было бы намного сложнее настроиться на рабочее настроение. Там хуже с вещами, в которых я привык находить вдохновение. Нет вокруг Питера гор, а “Трубадур” в “Мариинском-2”, куда мы зашли в июле, настолько ужасен, что я с ностальгией вспоминал даже Pittsburgh Opera. И захотел бы я пойти на лекцию в СПбГУ, то меня бы вахтеры не пустили. Вот в Сиэтл мне интересно будет переехать, а в России нет городов, в которые меня бы тянуло (Новороссийск? Владивосток? Все не то).
Политическая стабильность - в США выше. Моему бизнесу абсолютно плевать, кто будет следующим президентом США. В худшем случае очередной демократ еще поднимет налоги. А вот в России никто не знает, что будет после Путина. Нашей стране свойственно стремительно сваливаться в хаос и крайности. Дело не в рубле (падение его курса для российских разработчиков, получающих доходы в долларах, только благо), не в Украине (Питер-то не обстреливают), а в моем параноидальном ожидании худшего. История 20 века меня учит, что всегда полезно иметь в кармане документ для моментального выезда из страны. С российским паспортом и грин-картой я спокойно могу жить в США, зная, что в случае любого местного зомби-апокалипсиса я могу вернуться в Россию. А вот с грин-картой в России жить нельзя - отнимут, и дорога в США будет закрыта. Хотя если бы Путин на самом деле был кровавым тираном, объяснить ведение бизнеса в США было бы проще простого.
Я верю, что если единственной возможностью заняться мобильными приложениями было бы возвращение в Россию, то мы бы с братом вернулись, со всем разобрались и добились бы за три года не меньше. Но если резюмировать, то я начал бизнес в США, потому что: а) в России для прохождения для валютного контроля требовался договор с Apple, которого Apple не выдавал; б) США неожиданно быстро и легко одобрило мою петицию на грин-карту. И сейчас я не хочу переносить бизнес в Россию из-за лени, привычки и паранойи. В плюсах только более низкие налоги (но если я получу американское гражданство, то IRS меня и в России достанет).
За всех не скажу, но за себя, кажется, ответил. Вопросы остались?
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий