пятница, 21 августа 2015 г.

Как мы сняли самую первую квартиру в США - Воспоминания

Недавно меня спросили о поиске жилья в Питтсбурге. Я выдал поток воспоминаний, который никогда раньше не был записан. Прошло уже больше 8 лет (а тогда и предстоящие 5 лет аспирантуры казались мне вечностью), и я понимаю, насколько наивно и рискованно мы тогда себя вели. Но 31 июля 2007 года мы с братом прибыли в Питтсбург, не зная ни города, ни людей, с двумя чемоданами в руках и с уверенностью, что пока мы вдвоем, то любую задачу решим на месте.

Я уже бывал в США летом 2006 года на стажировке в Боулинг Грине. Поэтому у меня было некоторое представление о Штатах и даже номер SSN. Но тогда я жил в комнате, которую предоставил один из профессоров, без лиза (договора об аренде), без оплаты рента (бесплатное жилье было одним из плюсов той стажировки, за которую платили скромные $1000 в месяц, но хоть что-то). Опыта общения с лендлордами у меня не было, а мой брат вообще впервые оказался за пределами бывшего СССР.

Как я потом узнал, наиболее хитрые и продвинутые будущие аспиранты договаривались о том, чтобы их в аэропорту встречали представители университета на шаттле, отвозили в отель и потом везде водили за ручку. Но мы прибыли в аэропорт Питтсбурга с единственным пониманием, что в город идет автобус 28X. Никаких смартфонов, лаптопов и даже карты Питтсбурга у нас с собой не было.

Первым делом мы хотели оставить наши довольно тяжелые и объемные чемоданы в камере хранения, чтобы не таскаться с ними, пока мы ищем жилье. И вот тут оказалось, что в аэропорту ничего подобного нет. Мы прогулялись до расположенного там же отеля Hyatt. Там я ляпнул что-то вроде: “Do you have free rooms?” (ну, а что? по-русски же говорят: “Если ли у вас свободные номера?”). К счастью, к нам быстро подошла русскоязычная администраторша, которая сказала, что камеры хранения в США после терактов 11 сентября запретили (что не совсем так, есть storage), снимайте номер за $350 за ночь и можете хранить в нем чемоданы. Дороговато, поэтому потащили мы багаж с собой в автобус.

А это было время, когда у меня болели ноги, и я ходить мог только, приняв достаточно обезболивающих (как я с них сумел слезть - это другая история). Когда я говорю, что благодарен своему брату за то, что он меня на руках таскал, то во многом это буквальное описание. Поэтому и таскание чемоданов во многом ложились на него, мне бы себя было донести.

В автобусе я по незнанию протянул деньги водителю, а не запихал их в специальный автомат. Мы не знали, что для каждой остановки надо дернуть желтый шнурок. Мы были уставшие, голодные, одетые слишком тепло для 30-градусной жары. Но через час автобус прибыл на конечную остановку, и мы поняли, что нам пора выходить.

Я сразу же узнал величественное здание Cathedral of Learning, принадлежащее Университету Питтсбурга.


Мы прошлись к нему по бетонной дорожке с именами то ли университетских благодетелей, то ли заслуженных выпускников. Особых идей, что делать дальше, не было. Изначальные планы, составленные в России, на этом моменте заканчивались. Как будто ожидалось, что жилье арендуется само по себе.

Мы немного прошлись по окрестностям и кампусу. Брат зашел в пару зданий, похожих на дома, где могут сдаваться квартиры (вы должны представлять, насколько он не любит с кем-либо общаться).


Но везде не было свободных квартир, или они были только с сентября. (Тут у нас был шанс дойти до Sterling Land, где мы потом снимали жилье с 2009 по 2013 год, и кого я до сих пор всем рекомендую, но надо было лучше готовиться заранее).

Был вторник. Около 3 часов дня. И тут мне пришла в голову идея - идти на химфак и поговорить с graduate administrator’ом Fran Nagy - по крайней мере, она писала мне е-мейлы и должна представлять, кто я такой. Благо здание Chevron Science Center было не так уж далеко, и отыскать офис Фрэн на втором этаже было в наших силах.


И дальше все становится весьма скучно. По сравнению с экстремалами, которые ночуют в лесу и не тратят ни цента денег. Фрэн была рада видеть меня и моего брата. Она сказала, что чемоданы мы без проблем можем оставить у нее, дала список агентств, которые сдают жилье и предоставила телефон. Я набрал номер John Kelly Realty Inc, и агент Джим, услышав, что мы готовы снять что-то в районе $1000/месяц, сказал, что будет ждать нас в офисе в South Oakland, несмотря на то, что обычно они закрываются в 4.

Фрэн пожелала нам удачи и дала в провожатые аспиранта второго года Филипа из Сербии (ставшего потом моим довольно близким приятелем), который довел нас до Forbes Avenue. Дальше мы все равно заблудились, но в 4:15 добрались до лиз-офиса.


В интернетах я читал, как важно изучить в договоре об аренде каждую запятую, но в тот момент единственное, что я хотел - это пить. Нам принесли воды. После чего мы отправились смотреть первый дом. Он стоил всего $600 в месяц, но находился недалеко от офиса - в грязном и запущенном районе South Oakland. Мы не чувствовали себя там безопасно и попросили посмотреть что-нибудь еще. Джим сказал, что есть у него еще квартира, но она 2-bedroom, будет стоить $1250/месяц и к ней надо ехать на машине. Так как особого выбора у нас не было, то мы поехали.

Дом на Alder Street да и сам район Shadyside выглядел совсем по-другому. Не роскошно, но благоустроено.


Далековато от универа (40 минут пешком, как потом оказалось), но Джим нас уверил, что прямо с угла туда ходит автобус. Квартира оказалась двухэтажной, занимая половину второго и третьего этажа трехэтажного дома.


Слишком большая для нас, привыкших жить в комнате 13 кв. метров, но мы решили, что если стипендии у нас по $1600 у каждого, то $1250 мы можем себе позволить и поехали подписывать лиз.


Платили дорожными чеками, которые купили в Сбербанке, так как кэша взяли не больше $1000, а моя банковская карточка из Боулинг Грина уже перестала действовать (да и денег там особо не оставалось - мы с нее оплачивали TOEFL, GRE и прочее). К счастью, дорожные чеки принимали даже в магазинах. Но заплатить пришлось как первый рент, так и security deposit - еще $1250. А до первой стипендии было еще 2 месяца (на самом деле мне заплатят уже за август, но в какой-то момент мы со взятых из России $9k опустились до $2k, и я стал чувствовать себя тревожно). Немного страшно было подписываться заплатить за годовую аренду $15000, не имея их в кармане, но деваться было некуда.

Приглашения в аспирантуру с прописанной величиной стипендии лендлорда вполне удовлетворили. Никакие кредитные истории их не интересовали. И даже отсутствие у моего брата SSN проблемой не стало. Уверен, что нам бы все сдали и без моего SSN. После нас они эту квартиру, судя по всему, долго не могли сдать. Дорогая по питтсбургским меркам и от универа далеко.

Но ключи нам так сразу не дали. Джим сказал, что ему нужен еще день, чтобы подготовить все документы. И первую ночь в Питтсбурге мы все же провели в Holiday Inn за $185 (многие до сих пор удивляются, узнав, насколько дорогие отели в каком-то Питтсбурге). Вечером все же купили на какой-то заправке печенье, а то проходили все это время голодные.

На следующий день мы снова явились в John Kelly Inc., где стали обладателями лиза и ключей от квартиры номер 2 по адресу Ольховая улица, дом 5976. На машине нас уже никто туда везти не собирался. Более того, нам дали новый квест - подписаться отдельно на электричество у компании Duquesne Light (Дукейн Лайт), офис которой расположен в Downtown’е. Мы-то решили, что это всего пара миль - дойдем. Но оказалось, что в США не везде, где есть улица, пройдет человек. И если автобусы едут по 5th Avenue, то нам пришлось идти закоулками через черные районы, через которые мы больше за 6 лет ни разу не ходили. Ибо страшно. А тогда мы были непугаными идиотами.

Но квест с электричеством был выполнен. Я уже не помню, как мы потом добрались до химфака, но взяв там чемоданы, до новой квартиры мы все же поехали в ужасной давке на 500-м автобусе. По какой-то счастливой случайности я заметил мебельный магазин, который видел накануне, когда мы с Джимом смотрели квартиру. И мы вышли ровно там, где было нужно, а не уехали в другие черные районы.


“Если пиццу. Спали на полу”, - записал потом мой брат. Сохранился у нас листок его кратких записей, которые он сделал в начале августа 2007 года. Он высказал идею, что “если” вместо “ели” - это следствие того, что в конспектах по математике слово “ели” не встречается, а “если” - в каждом абзаце. На полу было жестковато. Без ковриков и даже без подушек. Я помню, что положил под голову свитер, но все равно было жестко и неудобно. Начиналась новая жизнь, но я еще раз убедился, что любые проблемы решаются по мере поступления.

Комментариев нет: