пятница, 27 января 2012 г.

Неделя начинается в воскресенье

Сегодня пришел домой в семь вечера, довольный и счастливый. Можно целый вечер отдыхать. Никаких статей, никаких отчетов. Можно вспомнить, что последний раз что-то ел двенадцать часов назад, пойти заказать пиццу, сидеть и есть ее хоть полчаса, лениво читая что-нибудь, распечатанное не по текущей работе, а для души (под руку попался вот этот обзор). После двух ночей, когда приходил домой в пол-одиннадцатого, работал, спал четыре часа, а в семь шел обратно, начинаешь ценить даже отдельный свободный вечер.

А началась эта неделя в шесть утра в воскресенье, когда мобильный телефон прозвонил, что мне пора идти в лабу. Клетки выросли, надо собирать и растить колонии мутантов. Писал год назад Хартвигу, что хотел бы во время постдочества “learn new techniques” – получил проект по металлоферментам. От одного этого биолухом я не стану, но первый сайт-директед мутадженезис прошел успешно: два гистидина поменялись на два аргинина. Но это мы узнаем только в понедельник. А во вторник я побываю в здании Nuclear Science в LBNL, чтобы под руководством норвежца Бьорна выучиться работать с ICP-MS (inductively coupled plasma mass spectrometry). Он применяет инструмент для нахождения (в идеале ненахождения) примесей урана и тория в образцах почвы с мест радиационного заражения или в ультрачистых кристаллах теллура, выращенных для детекции каких-то элементарных частиц. А у нас задача более житейская: найти концентрацию металлов в наших белках.

А еще на этой неделе я поставил первую химическую реакцию, снял свой первый в Беркли ЯМР, поставил очередную PCR, заполнил и отправил федеральную налоговую декларацию, обсудил преимущества и недостатки работы ассистент-профессором, покупающим ЯМР спектрометры, написал биографию для сайта группы, устало смотрел на непрочитанную френдленту из 600 постов и, конечно же, готовился к четвергу. В четверг меня ожидала личная встреча с профессором Хартвигом (отчет о проделанной и будущей работе), часовой доклад о моей аспирантской работе на встрече группы, а далее участие в Synthetic Target.

Synthetic Target – забава распространенная, но в группе Каррана у нас ее не было. За две недели до встречи выбирается природное соединение, которое никто еще не синтезировал, и надо предложить его синтез. На этот раз ломали голову над акремостриктином. Группа разбивается на четыре конкурирующие команды. Я даже не ожидал, с какой серьезностью и остервенением подходят здесь к этому упражнению. В группе Випфа хотя бы за лучшую идею профессор дарил книжку, а здесь все работают то ли чтобы Хартвиг похвалил, то ли чтобы посрамить соседа по офису. В среду накануне мы заседали два часа, исписывали доску за доской, потом голосовали за лучший вариант, прорабатывали его, тянули жребий, кому докладываться (несмотря на мое замечание, что я и так час буду говорить перед этим, я участвовал на общих основаниях, но бумажку с синей точкой вытянул Джейсон), распределяли, кто за какой участок отвечает в плане изучения литературы и подготовки слайдов, а затем сидели, готовились, перекидываясь каждые пять минут е-мейлами.

Но Хартвигу ни один из четырех синтезов не понравился. С одной стороны он выглядел простуженным и время от времени засыпал даже на моем докладе (когда я уходил из лабы в пол-одиннадцатого, профессор все еще сидел за компом), с другой стороны он прав: мы все погнались за уменьшением числа шагов и за поиском прецедентов, а он задумывал это упражнение для того, чтобы мы задумались над открытием новых реакций (металлоорганических, конечно же). Существовало бы эффективное α-гидроксилирование карбоновых кислот, я бы знал, как приготовить акремостриктин в 5 стадий.

Четверг подходит к к концу, и хотя завтра мне снова вставать в семь, чувство, что трудовая неделя закончилась. Может быть, мне кажется, что прошла целая неделя еще и потому, что как только позволяло время, я шел домой (5 минут пешком), бросал в угол верхнюю одежду и спал: сорок минут, час. (Кстати, брат заметил, что мой набор мебели один в один совпадает с холостяцким набором Стива Джобса: матрас, стол под компьютер и два стула). Вот почему мне казалось, что дней прошло много, и вот почему важно жить рядом с лабой. Хотя мне рассказывали, что в группе был китайский постдок, который предпочитал жить в лабе и спать на своем desk'е.

Комментариев нет: