четверг, 24 сентября 2015 г.

Ютьюб и ютьюберы

Краткое содержание поста: Рассказано о трех образовательно-развлекательных Youtube каналах, которые я смотрел в последние месяцы. Затем я плавно перехожу к подсчету денег в карманах ютьюберов и отвечаю на вопрос, почему я сам не собираюсь снимать видео для Ютьюб.

***

Год назад я писал о наиболее понравившихся мне TED Talks, которых я посмотрел 1661 штуку. Не помню, открывал ли я с тех пор сайт TED’а. Сейчас у меня новый заполнитель тишины в наушниках - общеизвестный YouTube. Место, где каждый может найти видео на свой вкус.

Я не буду писать о летсплеерах, анбоксинге яиц и прочей клоунаде. Это мой братец любит часами смотреть, как люди играют в старые компьютерные игры (“Doom - лучшая игра всех времен”, - скажет он). Не буду я писать и об операх. Десять лет назад я мечтал и предсказывал, что будет время, когда зайдешь на Ютьюб, и там лежат полные записи всех оперных спектаклей. До всех еще далеко, но вот пишу я этот пост под аккомпанемент ”Арольдо” - редко исполняемой оперы Верди. Нет, я буду писать об edutainment’е - развлекательно-образовательных каналах: CGP Grey, Numberphile и Vsauce.

Образовательных каналов на Ютьюбе полно, но этих товарищей я отсмотрел с присущей мне основательностью: все видео CGP с 2011 года, все видео Numberphile с 2011 года (а их там 500 штук, если не больше) и сейчас иду в обратном порядке по VSauce: от наших дней дошел до лета 2012 года. И я сделал вывод, что на Ютьюб можно стать богатым и знаменитым, производя умный контент, без мата, сисек и клоунады.

1. CGP Grey - американец, преподававший физику в Лондоне. В 2011 году он сделал несколько видео об английских странностях, которые стали виральными. CGP быстро сообразил, что в интернете с его способностями он заработает больше денег и получит большую аудиторию, чем в английской школе, уволился и теперь делает замечательные видео. Простая анимация совмещается с хорошо продуманным и зачитанным текстом.

Работая над своими географическими приложениями, я наткнулся на ссылку на его видео о том, сколько всего стран. У нас в приложениях их 197 (193 члена ООН + Ватикан + Тайвань + Палестина + Косово), и в пользовательских отзывах часто бушуют страсти из-за того, что я тех включил, а тех не включил. CGP Grey не дал ответа на мой вопрос, но я стал фанатом его видео. Если на TED интересна каждая пятая лекция, а четыре - скучные и проходные, то у CGP каждое пятое видео скучное, а четыре - забавные и познавательные.

2. Отсмотрев всего CGP, я переключился на канал Numberphile, который Ютьюб предлагал мне как похожий. Ба, да это же Брэди Хэран, тот самый чел, который снимает Periodic Videos - ролики о химии, которые стали популярными еще в 2008 году, когда я начинал аспирантуру. И он до сих пор их снимает. У него десятка два каналов по разным наукам, куда он выкладывает сотни видео ежегодно. Numberphile - о математике и о числах в частности.

Брэди сам в кадре почти ничего не вещает, он снимает, он видеожурналист. Вещают профессора, постдоки, популяризаторы науки, которых он просит рассказать о разных темах типа “Почему на ноль делить нельзя?” или “Почему 1+2+3+… = -1/12”. Я, конечно, ни разу не математик, но там уровень весьма школьный. Плотность интересного намного ниже, чем у CGP, но я посмотрел всего Numberphile и не жалею. А слово bumfit стало у нас с братом “локальным мемом”.

3. Наконец, сейчас я смотрю видео Vsauce. Майкл Стивенс ведет Ютьюб канал с 2007 года. Начинал с клоунады, обзора игр, сайтов и реферальных ссылок на товары для нердов. Но в какой-то момент понял, что хочет рассказывать о серьезной науке (он нейропсихолог по образованию) и сейчас гонит “heavy shit”, как высказался один из комментаторов про видео о парадоксе Банаха-Тарского, которое за полтора месяца уже собрало 4 млн просмотров. Как скажет Vsauce, это в 40 раз больше людей, чем вы встретите за всю свою жизнь.

Не могу сказать, что мне у него прям-таки все нравится, но человек умеет рассказывать, актерскими талантами не обделен. В этом, пожалуй, ключевой момент успешного Ютьюбера. Не так важна тема, ниша, как то, как она преподносится. Кто-то в тетрадке в клеточку рисует на камеру графы и получает миллионы просмотров, а кто-то в профессиональной студии снимает профессиональных актрис и с трудом наскребает тысячи просмотров.

Сколько и на чем зарабатывают ютьюберы? Не могу сказать, что изучал этот вопрос досконально. Но это бизнес чем-то похожий на мобильные приложения, поэтому я решил копнуть чуть глубже. Во-первых, та же реклама. И расценки почти те же: в продвинутых странах $1-1.5 за тысячу просмотров. В России хорошо, если $0.30 за 1000 просмотров. То есть если каждую неделю снимать видео, которое принесет 1 млн просмотров в США, то это $4k в месяц. Жить можно. Особенно учитывая, что старые видео продолжают смотреться. Я специально замерил, что у Numberphile за август общее число просмотров выросло на 6 млн: с 129 до 135. Сейчас уже 145 миллионов - учебный год начался. А у Брэди 20 каналов. Если собирать по $5k в месяц хотя бы с половины, то это уже можно очень хорошо жить.

И хотя на Ютьюб пока нет платных видео (кроме фильмов), никто не запрещает искать сторонних спонсоров: от государства и частных компаний до скрытой рекламы и краудфандинга. И если популярный летсплеер (с миллионами подписчиков) может попросить с индюка $20k за видеообзор игры на своем канале, то CGP Grey просит фанов давать ему деньги за то, что он делает такие крутые видео.

Есть такой сайт Patreon, где люди могут поддержать американским рублем своих любимых создателей контента. Патреон, конечно, комиссию берет, но не буду же я CGP чек посылать, а подкинуть доллар раз в месяц, почему бы и нет? Хотя нет. Он сейчас и так собирает $15,782.61 за каждое видео с 5172 “патронов”. Даже учитывая, что он тщательно готовится и выпускает всего десяток видео в год, жирно ему будет. Поэтому я решил давать $5 в месяц Periodic Videos - это уровень Boron Supporter (потому что бор - пятый элемент, и мой диссер был о боре). За этот уровень мне никаких плюшек не положено. Но мне не жалко поддержать создание хороших видео о химии. Самому мне цезий в воду бросить не хочется, а они бросят и заснимут это дело со всех ракурсов. И пока они получают вполне демократичные $268 в месяц (но по моей оценке еще $400 за тот же месяц добирают на рекламе).


И вот я замечаю людей, которые вдохновившись подобной бухгалтерией, задумывают снимать сами для Ютьюба что-то эдакое, что будут смотреть миллионы людей. Попытка не пытка, но горькая правда в том, что CGP, Brady Haran, Vsauce - это топовые ютьюберы в своем сегменте. Про них про каждого есть статья в Wikipedia. Они дико талантливые и трудолюбивые люди, которые годами снимали сотни видео и накапливали миллионы подписчиков. Плюс не надо забывать об удаче и маркетинге.

Я какое-то время поломал голову над тем, какие видео мог бы снимать я. С поправкой, что на русском их смотреть будет крошечная аудитория, которая к тому же не любит делать пожертвования и врубает AdBlocks, чтобы не видеть даже “дешевую” рекламу. Я не харизматичный оратор. У меня нет красочного хобби. Наши мобильные приложения однотипны и занудны. Я мог бы выкладывать видео того, как я каждый вечер чешу языком, читая вслух статьи с Хабра и Гамасутры. Но кто будет это смотреть? Можно, конечно, снять сто простейших видео: вот кипит чайник, вот проехала машина, вот я анбоксю новый йогурт. 100 просмотров на 100 видео - это 10k показов и в лучшем случае $10. Какое-то видео, конечно, может выстрелить, но на то и расчет, что на одно выстрелившее будет двадцать, которые выше 5-10 просмотров никогда не поднимутся. Ну, и стоит ли всей этой клоунадой ради десятки заниматься?

Ради $1000 в месяц я бы этим занялся, но откуда взять миллион просмотров? По моим наблюдениям 10% подписчиков YouTube канала посмотрят видео в первые дни после его выпуска. Пусть за все остальное время видео наберет еще столько же просмотров. Допустим, я могу делать 10 видео в месяц. Мне нужно 100 тысяч просмотров на каждое. Или 500 тысяч подписчиков. Really? Not really at all. Мои посты в жж смотрит 50-70 человек, судя по жжной статистике. У меня 394 френдов, включая ботов и мертвые журналы. А я считаю, что у меня блог интересный. С таким числом подписчиков мои видео собирали бы по 80 просмотров каждое, и я имел бы с рекламы 80 центов в месяц. Даже на йогурт не хватит.

С другой стороны наши приложения каким-то чудесным образом дают нам 15 млн рекламных показов в месяц. Но они, во-первых, действительно полезные. Во-вторых, я могу играть на переводе на разные языки и поисковой оптимизации. На YouTube порог входа намного ниже. Видеороликов там в десятки тысяч раз больше, чем приложений в сторах. Поэтому в просмотре Ютьюба я пользу для себя вижу, в выкладывании собственных видео - нет.

Комментариев нет: