суббота, 22 сентября 2012 г.

Последняя публикация

Вчера на сайте журнала Dalton Transactions появилась моя последняя публикация. Больше от моих аспирантских исследований не осталось ничего ценного (хотя есть маленький шанс, что меня включат в соавторы еще одной статьи, но, скорее, не включат, да и в любом случае это будет не моя публикация). Мой нынешний проект идет столь вяло, что вряд ли будет опубликован. А в будущем я буду заниматься наукой без начальства и подчиненных, размещая все достойные и любопытные результаты в блоге, а не в архаичных научных журналах.

Чем еще замечательна эта статья, кроме того, что она последняя, тринадцатая в моем списке публикаций? Тем, что она опубликована в журнале английского RSC (Royal Society of Chemistry). В журналах ACS, Wiley и Elsevier у меня статьи были, а на RSC я не рассчитывал, так как мой питтсбургский руководитель профессор Карран в аглицких журналах публиковался крайне редко. Он признавался, что ему не нравится британская орфография, и вообще он член «Американского химического общества» и будет публиковать результаты в журналах своего общества. Почему же эта работа оказалась в Dalton'e? История началась почти три года назад.


В декабре 2009 года я изучал реакцию нуклеофильного замещения на атоме бора в карбен-боранах. Перебирая доступные нуклеофилы, я заметил на полке большую банку фенола. ОК, получим фенолят, заместим трифлат на боре, и будет у нас карбен-феноксиборан NHC-BH2OPh. Сказано-сделано, выделил на колонке продукт, но в спектре оказалось больше сигналов, чем нужно. Я вначале подумал, что привязалась какая-то примесь, но внимательное изучение спектров и очистка вещества перекристаллизацией указали на альтернативное объяснение: в продукт встроилась раскрытая молекула ТГФ, использовавшегося как растворитель. В целом, химикам и так все ясно из графического абстракта.

После этого я изучал эту необычную реакцию еще полтора года, пытаясь слепить из нее что-нибудь интересное. Поначалу нам виделась аналогия между нашей системой и так называемыми Frustrated Lewis Pairs (FLP), которые расщепляют молекулы похожим образом. Мы не стали публиковать свою находку вместе с другими реакциями «нормального» замещения. Я перебирал условия: фенол, основание, растворитель, время, температура – пытался понять, почему фенолят реагирует не так, как другие нуклеофилы. Аналогия с FLP становилась все более поверхностной. В итоге я расписал все результаты по раскрытию ТГФ в главу диссертации, защитился и отправился в Беркли.

Перед отъездом я отправил профессору Каррану вольно написанный черновик статьи, экспериментальные данные со спектрами и забыл о карбен-боранах. У руководства тоже накопились более срочные дела и статьи. Опасности, что кто-то нас опередит не было ни малейшей. Но раз вещества приготовлены, то данные должны быть опубликованы для того, чтобы их хотя бы химические базы проиндексировали. Карран передал работу над статьей нашему французскому коллеге Эммануэлю Лакоту. И вот в середине июля я получил от них письмо.

Редакция Dalton'а обратилась к Каррану с Эммануэлем с просьбой предоставить статью для спецвыпуска по химии бора. Вот они и решили пристроить туда «раскрытие ТГФ». Мой черновик был сокращен раза в два. Были выкинуты все менее интересные результаты, убрано возможное объяснение. Мои размышления начальство не убедили, и они сказали, что лучше никак не объяснять результаты, чем объяснять их неуверенно и провоцировать рецензентов.

А дальше пару месяцев шла традиционная работа над манускриптом. Что-то допиливаем, внимательно читаем заново, набирается список исправлений и пожеланий на три страницы, цикл повторяется. В итоге у рецензентов и редакторов вопросов не возникло, и вот статья опубликована.

Комментариев нет: