среда, 21 декабря 2011 г.

К поездке в Нью-Йорк: «Фауст» в Мет

Если бы не счастливое совпадение, то мы бы не поехали на выборы в Нью-Йорк, где бывали уже неоднократно. А поехали бы в соседний Кливленд, который так и остается непосещенным. Но в субботу 3 декабря в Метрополитен-опера давали «Фауста» Гуно с Йонасом Кауфманном в заглавной роли. И мы решили съездить в Нью-Йорк в тринадцатый раз.

Оперы Гуно мы до этого в театре не смотрели, но «Фауста» я знаю неплохо и, признаюсь, весьма люблю и уважаю. Однако в Мет я собрался в первую очередь слушать Кауфманна, так как по Youtube'овским записям он производил впечатление настоящего драматического тенора, которых ныне нечасто услышишь.

К тому же роль Мефистофеля исполнял горячо нами любимый Рене Папе. В итоге по качеству пения спектакль получился одним из лучших, на уровне «Риголетто» и «Бориса».

Впервые мы купили билеты в партер, так как в верхних ярусах оставались только самые дорогие или самые отдаленные места. На мой взгляд партер в театрах всегда переоценен. Покупать ближние ряды за $250 было откровенно жалко, и мы очутились в ряду
“CC” (29-й ряд?) за $142.50.

Сцену оттуда было прекрасно видно, но сверху нависал балкон, отчего читать программку пришлось в полутьме. Мой вердикт – все-таки лучше брать места наверху. Кстати, на конференции он тоже распространяется.

Дирижировал молодой канадский маэстро Yannick Nézet-Séguin, чье имя я визуально распознаю, но никак не могу запомнить. Так как музыкальной частью представления я остался доволен, то, стало быть, дирижировал он неплохо.

По бокам от сцены расположены две винтовые лестницы, по которым на протяжении всех актов спускались и поднимались Фауст с Мефистофелем. Остальные декорационные реквизиты быстро притаскивались-утаскивались, спускались сверху, и их смена не тормозила действие. Во время и сразу после антрактов по центру на черном фоне проецировались большие движущиеся лица Фауста, а затем Маргариты.

Согласно программке действие начинается после Второй мировой, а потом возвращается во времена юности Фауста, то есть в эпоху Первой мировой. Соответственно Фауст сделан не просто ученым, а ученым, работающим над атомной бомбой. И вот тут был навешен всякий анти- и псевдонаучный антураж. Я нашел в нем больше забавного, чем возмутительного. Тут вам и хор лаборанток в белых халатах, которые изображают то ангелов, то демонов. В аду во время Вальпургиевой ночи (эту сцену включили, хотя балет порезали) черти изготавливают атомную бомбу. Да, добрые люди уже выложили куски с HD-видеотрансляции «Фауста». Я, например, подметил, что Фауст пьет яд из хим. стакана. У нас в СПбГУ химическую посуду тоже не по назначению любили использовать. Я даже фотку нашел с того случая, как я зашел на третьем курсе на кафедру, а там Восьмоемарта отмечают: разлили вино по стаканчикам. Я, помнится, выпил и даже не задумался.

В общем, режиссура хоть и не самая яркая, но особой скуки или отвращения не вызывает и пытается занять зрителя. Если поют хорошо, то могут столбом стоять на черном фоне, и все равно мы останемся довольны. Кауфманн действительно звучит мощно. Возможно, Фауст для него слишком лирическая партия. И в арии из третьего акта, когда ему надо взять единственную по-настоящему высокую ноту, Йонас дал небольшого петуха. Но я счел это простительной мелкой неприятностью, так как и до, и после он пел замечательно. Возможно, он еще более впечатляющ в партии Зигмунда в «Валькирии». Буду надеяться, что Кауфманн еще лет десять сможет петь на таком уровне.

Рене Папе может не произвести впечатления в записях. Но насколько по-другому его пение воспринимается в театре. Я ничего не ожидал от Папе, когда в мае 2008-го мы шли на «Макбета», а он спел лучше всех. Потом мы с удовольствием прослушали его Бориса Годунова. Вот и на ютубовских видео не ощущается, насколько подходит Рене Папе роль Мефистофеля. Тембр голоса такой, что не поверишь, что Мефистофель может звучать как-то иначе. Ну, и персонаж хоть и злой, но должен юморить, а с этим Папе тоже справляется.

"Люди гибнут за металл," - утверждает Мефистофель.

Маргариту пела русская сопрано Марина Поплавская. Неплохо: голос громкий, но что-то мне в нем не нравится, какая-то серьезность. Или это на фоне Папе и Кауфманна я более критичен ко всем остальным. Валентин в исполнении еще одного немца Рассела Брауна пел нормально, общей картины не портил, но выше головы не прыгнул. И тоже самое могу сказать в отношении всех остальных маленьких ролей и хора.

Когда в следующий раз окажусь в Мет и вообще в оперном театре – не ведаю. Будем пытаться подгадать с получением загранпаспортов, но что-то в феврале-марте ничего очень интересного я не вижу.

Еще несколько фактов о поездке:

1. Ездили на машине по традиционному пути. Останавливались в традиционном Hampton Inn. Добирались до города на традиционном поезде NJ Transit. Вечером в субботу традиционно прошли по Центральному парку. Еще одной традицией может стать обедать перед спектаклем в West End Restaurant. Я на этот раз попробовал заказать телятину вместо цыпленка. Цыпленок у них был лучше.
2. Самым первым делом, прибыв на вокзал Penn Station, двинулись посмотреть елку перед Рокфеллер-центром. Как обычно шли-шли и пришли. Концентрация людей вокруг елки повышена, и сунулись мы туда исключительно оттого, что никуда не спешили.

Сама же елка на фоне небоскреба кажется маленькой. Вообще, в этот раз народу было много и в поезде, и на улицах. Наверно, в предрождественские выходные Нью-Йорк всегда таков.

3. По дороге назад встретили машину, перевозившую дом. Ехали они как и все со скоростью 70 миль/час.

Потому довольно долго мы их не могли обогнать, а когда перегнали, дом еще пару минут маячил в зеркале заднего вида и, казалось, вот-вот снова вырвется вперед.

Комментариев нет: