воскресенье, 14 марта 2010 г.

Брамс, Чайковский и другие


5 марта


Несколько солнечных дней, и снег исчезает с питтсбургских улиц со стремительной быстротой. Может, кого-то в низине это не радует, но у нас на холме сухо и светло. Грязные кучи из соли и снега еще видны вдоль дорог, но они никому не мешают: ни машинам, ни пешеходам. Вероятно, снегопад 25-26 февраля был последним этой зимой. Весна уж на дворе.

Нанесенный снегом ущерб в виде отмененного 6 февраля концерта в Pittsburgh Symphony был компенсирован правом выбрать билеты на какой-нибудь другой концерт. Они еще и добавили дополнительный день для Третьей симфонии Малера в июне, но мы на нее и так собирались. Так что выбрали концерт 5 марта: тональная поэма «Святой Франциск из Паолы» Листа, симфония Гайдна № 56, антракт и второй фортепианный концерт Брамса.

Дирижировал Джанандреа Нозеда, которого в люди вывел Гергиев. Нозеда много лет был главным приглашенным дирижером Мариинского театра, но мы его никогда там слышали. Начал он с краткой вступительной речи, в которой не только попросил не путать Святого Франциска из Паолы с Франциском Ассизским, не только порассуждал о том, где эта самая Паола расположена, но и пересказал легенду, легшую в основу поэмы Листа. Если кратко, то Святой хотел перебраться из Калабрии на Сицилию, рыбаки не дали ему лодку, и он, постелив плащ на воду, переплыл туда сам. Так как плыть там было всего 3 км, то и поэма вышла на 10 минут, потому и исполняли ее первой. Мне, между прочим, понравилось. Дома я слушал фортепианное переложение (неизвестно, написал Лист поэму для фортепиано или для оркестра) и заявляю, что оркестровое исполнение несравнительно ярче и выразительнее.

Потом часть музыкантов ушла перекуривать, так как Гайдн не требует больших человеческих ресурсов, и потянулась Пятьдесят Шестая симфония. Гайдн однообразен. Разве мог он написать сто хороших симфоний, если громадина Бетховен создал только девять? Удивительно, что Гайдна так часто ставят в концерты. У некоторых людей при упоминании классической музыки в голове представляются заунывные пиликанья Гайдна. В общем, нам он не нравится, и можно было подремать. Поездка в Нью-Йорк в прошлые выходные привела к тому, что всю неделю я чувствовал усталость и нежелание заниматься серьезными делами.

После антракта Джонатан Бисс, молодой американец из музыкальной семьи, исполнил Второй фортепианный концерт Брамса. Лучше было бы попасть на скрипичный концерт Брамса, но тот пропал из-за снега, а на этот мы, как я указал, изначально не собирались. Дремота продолжала отвлекать меня от прослушивания музыки, особенно второй и третей части. Но более живые первую и четвертую части я так и быть прослушал. Там же в четвертой части звучит тема из Heroes of Might & Magic III из города Wizard'a. Бисс обошелся без биса, так как после серьезного концерта и бис должен быть серьезным, а все уже домой хотели.

В следующие выходные мы опять идем в PSO.

13 марта

И действительно сходили, то есть съездили.

Весь день лил небольшой дождь, так что мы даже взяли с собой зонтик. Главное было не забыть его после концерта. Также мы принесли свои программки, которые не изменились с прошлого раза.

Дирижировал опять Нозеда, но в этот раз с приветственной речью он не обращался, а сразу приступил к увертюре Россини к опере «Золушка». У Россини все увертюры очень мажорные и часто не связаны с основным сюжетом. Сей факт позволял композитору экономить время, используя для новых опер увертюры, написанные к старым. Вот и исполненная музыка могла быть увертюрой к «Золушке», вполне могла быть увертюрой к «Моисею», а оказалось увертюрой к фортепианному концерту Моцарта №19. Такой Моцарт всяко лучше Гайдна. Ему бы меньше шутить, а больше следовать классикам. И я, хотя казалось бы выспался в выходной, начал клевать носом. Что это за оркестр с шестью духовыми и даже без литавр? Полупустая сцена. Зрительный зал тоже был далеко не заполненным. Отчасти поэтому, солист Бенджамин Хокман так биса и не сыграл. Поставил себя выше питтсбургской публики и посчитал, что три вызова на поклоны недостаточно.

Зато во время второго отделения я почти не спал. Третья симфония Чайковского – вещь быстрая и громкая. Нозеда сделал ее еще более быстрой и громкой. Прыгал, махал руками. Нет ничего удивительного в том, что его стиль дирижирования напоминает гергиевский. И музыканты заполнили всю сцену, а не жались в тесный круг вокруг солиста. Разве что медь гремела местами громко и резко. Ну, на то она и медь. А вот арфы не было. Не нужна она для Третьей симфонии. В следующем сезоне PSO будет Пятая симфония. Обязательная к посещению.

А в следующие выходные Pittsburgh Opera возвращается в Benedum Center с «Кармен» Бизе, а мы возвращаемся в Pittsburgh Opera в качестве зрителей.

Комментариев нет: