вторник, 30 марта 2010 г.

Azide vs. Iodine

Многие ли из моих читателей смогли бы различить иод и азид натрия, если бы им дали две баночки, подписанные английским языком, – одна с белым порошком, а другая с темными кристаллами?

Есть у нас в группе junior undergraduate student (по-русски третьекурсник), которого я должен учить уму-разуму. Сегодня он решил проводить реакцию, которую мы уже делали вместе. Там нет ничего сложного: вначале добавить к исходнику иод, покрутить, сменить растворитель и добавить азид натрия. На этот раз я решил предоставить ему некоторую свободу, принес реактивы и попросил ставить реакцию так, как в прошлый раз, согласно методике. И ушел в свою лабу. Зачем над душой стоять?

Через некоторое время заглядываю проверить, все ли в порядке. Студент жалуется, что иод в бензоле не растворяется, и показывает прозрачную бесцветную жидкость над белым порошком. Что в таких случаях делать? Ведь мы уже ставили эту же самую реакцию пару недель назад. Ведь реагенты подписаны, и, когда я приношу иод, я громко говорю: «Я принес иод». Ладно бы со мной такое случилось (спал всего один час, так как до полвосьмого утра делал табличку по принципу «уж если я чего решил»), себе бы я мозги вправил.

Как развивать внимательность (и чувство самосохранения) у молодых химиков? Вариант «выгнать сразу» не подходит, так как, во-первых, кто я такой, чтобы кого-то выгонять, во-вторых, человек проявляет инициативу, приходит по утрам, в перерывах между классами, статьи распечатывает, а в-третьих, очень мне хочется быть крутым преподавателем, у которого любой студент добивается успеха.

А сегодня ничего страшного не произошло. Создали специальный waste для суспензии азида в бензоле, я встал рядом, и в течение часа реакция была успешно поставлена.

Следующий вопрос: доверить ли студенту делать workup и колонку самостоятельно или обеспечить постоянное присутствие опытного коллеги?

Комментариев нет: