суббота, 29 августа 2009 г.

Путешествие на Запад - 12 августа - День 8

Hayward, CA to Bakersfield, CA

Большая часть Калифорнии – это горы и пустыни, в чем мы сразу убедились, отъехав на восток от Сан-Франциско вглубь штата.

Калифорния выглядит так.

До парка оставалось 4 часа езды, ограничение выставлено в 70 mph, восходящее солнце светило прямо в глаза, и у меня как раз было время описать вечер предыдущего дня. Обочины лишь скрашивали фруктовые сады, где на сухой песчаной почве высились строи яблонь и апельсиновых деревьев.

Едем в Sequoia NP.

В самом начале планирования я включал в наш маршрут Yosemite NP, но так как при каждом упоминании парка, где бы это ни было, подчеркивались пробки на въезд и толпы туристов, то желание туда ехать пропало. Парк самый посещаемый в США и один из самых больших, но все посетители сосредоточены на маленьком пятачке, где я не нашел ничего такого, о чем можно было бы пожалеть, не увидев вживую. В Секвойях ожидалось на порядок меньше посетителей и очень толстые деревья. Толще, чем мамонтовые в Redwoods, но не такие высокие.

Типичная секвойя.

На самом деле секвойи растут в двух национальных парках, King Canyon NP и Sequoia NP, и лесу Sequoia National Forest.

Все секвойи в роще Гранта именные.

Главная и единственная сквозная дорога через парк проходит через все три зоны. Въезд стоит $20, но у нас был пропуск. Первая вылазка была совершена у самого входа в King Canyon. Там расположена роща секвой Grant Grove, в которой произрастает третье по величине дерево General Grant (в честь Улисса Гранта, что на 50-долларовой банкноте).

Мелкая живность.

От парковки мы пошли не официальной тропой, а просто через лесную чащу. По пути видели залежи больших шишек.

Я все руки в смоле измазал.

У секвой, несмотря на их гигантский размер, шишки небольшие, а те шишки, что мы видели были с каких-то других, менее толстых деревьев.

Если поискать, то можно и еще большие экземпляры найти.

В целом, Redwoods лично нас впечатлили больше. Надо признать, что секвойи чуть толще, но растут они отдельными деревьями среди других хвойных видов, на солнечных местах.

Гигантские секвойи иногда растут вместе, но чаще порознь.

По сравнению с густыми, темными и тихими лесами мамонтовых деревьев в лесу секвой нет какого-то сказочного момента. К тому же кругом бродят туристы, основные деревья ограждены заборчиком, широкая заасфальтированная тропа ведет от одной секвойи к другой.

Сфоткать секвойю не так-то просто.

Конечно, есть и весьма дикие леса секвой, но мы туда не ходили. Генерал Грант особо ничем не отличается от других именных деревьев в той же роще. Ну чуть пошире, так это, может, только, когда знаешь, кажется.

Лесорубы в 19 веке по праву гордились, завалив подобного гиганта.

Разрабатывая план посещения парка, я закладывал экскурсию в пещеры Crystal Cave, уж больно настойчиво они рекламировались везде, где речь шла о Sequoia NP. Но по мере продвижения по главной артерии парка, General Highways, желание туда идти улетучивалось. Любая экскурсия толпой с гидом во главе лишает свободы, а без нее становится тошно и чувствуешь себя как в музее. Не помню ни одной, которая бы мне понравилась. Во-вторых, сама система, когда надо вначале ехать в visitor center, покупать там билет, потом ехать к пещере (того хуже, если там надо быть к определенному часу), ограничивает передвижение, заставляет планировать, в каком порядке и когда ехать. Наверняка, пришлось бы возвращаться назад по уже проеденным дорогам. В конце концов, относительно недалеко от Питтсбурга, в Кентукки, есть парк Мамонтовые пещеры, если уж есть желание походить под землей с рейнджером. В общем, в пещеры мы не поехали, а решили лучше забраться на какую-нибудь невысокую горку. В парке Секвой расположены горы Сьерра, самые высокие в 48 сопредельных штатах, до 4400 метров. Но до них надо идти десятки миль.

В этот раз в горы нам пойти не удалось.

Мы выбирали между Big Baldy и Little Baldy («Большой и Маленький Лысый пики), но и этому плану не суждено было сбыться. Возле начала троп к обеим вершинам велись дорожные работы. Вообще пугали, что задержки движения могут достигнуть часа, но мы простояли не больше десяти минут. Чтобы уж хоть где-нибудь походить, мы заехали в кемпинг Lodgehole, откуда вела тропа к водопадам Tokopah.

На тропе к водопаду.

Я бы, может, и не обратил на нее внимание, если бы накануне, проверяя статус дорог в парке, не наткнулся на пресс-релиз об очередной смерти в парке за это лето (два человека до этого утонуло в горной реке). Какой-то парень в конце того самого трейла полез на скалы и сверзился головой вниз с пятнадцатиметровой высоты прямо в ручей. Ну, с кем не бывает, в брошюрах всегда предупреждают, что в парках существуют опасности, хотя в автокатастрофах погибнуть значительно вероятнее. Тем не менее, был повод пойти и посмотреть, откуда можно навернуться насмерть. Дорога была короткой, но из-за многочисленных туристов и нежелания набирать быстрый темп, мы потратили на тропу чуть ли не два часа.

В лесу.

Поначалу вообще идешь, как по улице, в самом конце небольшой каменистый участок доводит до маленького водопада.
Туристы, включая женщин, детей и страдающих избыточным весом, прыгают по камням, забираются на относительно ровные площадки, где можно посидеть и лениво поглазеть на возвышающиеся гранитные склоны.

Никто никуда не падает.

Никто никуда не падает. Чтобы свалиться с 15 метров, надо разве что полезть вверх на самый водопад.

Водопад Токопа.

А нам на окружающие вершины было подняться еще интереснее, но это заняло бы чересчур много времени для нынешнего посещения, к тому же надо было еще найти, откуда начинать восхождение.

Вот туда было бы интересно залезть.

В парке оставались два места, намеченные для обозрения. Первым было самое большое дерево в мире – секвойя General Sherman (знал ли сам генерал, что в его честь названо дерево?).

Генерал Шерман не помещается в кадре.

Дорога к нему проложена еще солиднее и ровнее, чем к Генералу Гранту. Народу толпится не меньше.

Понаехали.

О том, что секвойи огромны я знал с детства, теперь воочию убедился, насколько огромны.

Специальная площадка для фотографирования с Генералом Шерманом.

Вторая и последняя остановка в парке произошла у Moro Rock.

Ступеньки сами по себе национальный памятник.

Это такая гранитная скала, в которой выбиты ступеньки, ведущие на стометроворостую смотровую площадку, откуда открывается вид на секвойевый лес,

горы Сьерра,

дорогу и запыхивающихся туристов.

Виды с верха Moro Rock.

Южный выезд из парка оказался страшно извилистым. Дорога постоянно меняла направление движения и при этом постепенно уходила вниз с 2000 метровой высоты в низину. Признаться, мы были весьма рады, когда петляние закончилось.

Как это выглядело на навигаторе.

На южной стороне уже виднелись дикорастущие пальмы, а температура стояла под 100 F (36 C). На следующий день нам надо было пересечь пустыню до южной Юты, потому мы никуда не торопились: лучше ехать утром, чем в темноте. Ночевать решили в Bakersfield, CA. Это довольно большой город не на побережье, к северу от Лос-Анджелеса. Перед этим мы поели в Black Bear Diner («Столовая Черного Медведя») в Porterville, CA. После посещения парков начинаешь думать, что медведей в США любят и боятся не меньше, чем в России. Вот и ресторан был украшен разнообразными медведями, и порции у них были медвежьи. Съев суп, стейк, спагетти, картофель и т.д. и т.п. ($36), несложно почувствовать себя жадным медведем из сказки, который ел-ел и лопнул от жадности. В целом, хороший ресторан с быстрым обслуживанием.

Тут добывают керосин.

Super 8 Bakersfield особого впечатления не произвел. Там даже не было кофеделательной машины, пароль для Wi-fi пришлось узнавать дополнительно на front desk'e, хотя бы ставший скудным завтрак начинался в шесть. В отсутствие кофе мы хорошо подгадали с вечерней поездкой в Walmart. У нас к этому времени кончились бутылки с водой (неудивительно на калифорнийской жаре) и половина жевательных брусков (они же chewing bars или обобщающе snacks). Заодно купили полгаллона апельсинового сока, и в номере смогли пить не только воду из-под крана. На вечер как раз полгаллона хватило. Я еще хотел посмотреть в Walmart'e фрукты, но то ли не смог найти, где они продаются, хотя обошел весь продуктовый отдел, то ли в южной Калифорнии, где их выращивают, фрукты нельзя покупать в супермаркетах, а только у фермеров.

В парк секвой мы еще вернемся, но пойдем не в лес, а в горы.