суббота, 10 июля 2021 г.

Как я подсел на шахматы

Месяц назад проходил я мимо компьютера моего брата и заметил, что он наблюдает за игрой в шахматы. Он вообще любит смотреть стримы разных игр, большинство из которых мне совершенно не интересны. А тут по примеру брата я глянул пару видео с канала GothamChess, который ведёт международный мастер Леви Розман, и на месяц погрузился в разбор, почему люди делают одни ходы, а не другие:


У меня увлечения сменяются волнами: примерно раз в полгода. Я перешёл от юриспруденции к космосу, потом к живописи, недавно всех грузил книгами о математике, а сейчас наступила пора шахмат. Новая тема всегда всплывает неожиданно, и это нечто, что меня не только не интересовало, но и, казалось, никогда не заинтересует. Ещё через полгода я могу увлечься садоводством или японской поэзией – никто не знает. А пока шахматы.

Не то, чтобы я с ними впервые познакомился. У нас в детстве была доска с набором фигур. Папа научил меня играть, но на фоне других игр и книг шахматы меня не заинтересовали. Какая-то книга о шахматах и шашках тоже была, но я её не читал. Была подборка журналов «Наука и жизнь», где был шахматный раздел, но там я прочитывал только словесные комментарии к партиям и ходам, а в анализ того, что (и, главное, почему) происходит на доске не лез.

Когда я пришёл на кафедру химии природных соединений профессор Шавва в числе других вещей поинтересовался, играю ли я в шахматы. Я честно ответил, что нет, знаю только, как фигуры ходят. Сам он постоянно играл в шахматы в электричке со своим многолетним партнёром. Наша же студенческая компания предпочитала играть в преферанс.

И вот в возрасте 36 лет я погрузился в мир компьютерного анализа партий и зазубривания дебютов. А то словосочетания «Сицилианская защита» или «Каро–Канн» мне ничего не говорили, когда я встречал их в книге о дяде Петросе. Мне даже пришла мысль, что надо было с 7 до 14 лет, пока я не начал заниматься химией, играть в шахматы. Заучивание дебютов чем-то похоже на заучивание именных реакций, а химические олимпиады – тоже соревнования, а в них я участвовал весьма успешно. Может, и в шахматах стал бы «кандидатом в мастера». Не то, чтобы от этого была практическая или финансовая польза, но кто знает.

А сейчас тратить на шахматы годы жизни жалко. Да и не хватит моего интереса на годы. Это в науке каждый может найти себе область и стать в ней экспертом, а шахматы – это одна игра на всех. Если ты не чемпион, то ты любитель. А для души сейчас можно играть во что угодно: чего-чего, а компьютерных игр люди создали множество, под самые разные темпераменты и интеллекты.

Но почему же шахматы до сих пор так популярны? Казалось бы, компьютер уже играет лучше любого человека. Состязаться в шахматы сродни состязанию в то, кто быстрее перемножит в уме пятизначные числа. Однако же ютуб-каналы по шахматам набирают по миллиону подписчиков и сотни тысяч просмотров у каждого видео. Для сравнения каналы химиков о полном синтезе собирают тысячи подписчиков и сотни просмотров. Таким образом, изучение шахмат помогает моей магистральной теме: как объяснять сложные вещи интересно и как использовать интерес части людей к сложным абстрактным вещам на пользу себе и человечеству.

Оказалось, что рост интереса к шахматам на ютубе и твиче был вызван отчасти карантином, когда все засели по домам, а ещё выходом мини-сериала “Queen’s Gambit” про шахматистку-алкоголичку на нетфликсе:


Я его по случаю посмотрел, и мне очень понравилось, на 9/10. Во-первых, там действительно много шахмат, а не так, что идёт драма-стрельба-любовь, а потом десять секунд шахмат (в сериале Breaking Bad химия на таком уровне, а в сериале The Big Bang Theory физики нет вообще). Во-вторых, снято красиво в плане декораций и костюмов: а я люблю красиво снятые исторические фильмы. Но если бы тема шахмат меня уже не заинтересовала, то смотреть было бы скучнее.

Попробовал я и сам с компьютерными ботами поиграть. На chess.com есть боты разной степени тупизны. С самыми слабыми даже мне играть неинтересно. А вот с ботом по имени Nelson, который имеет рейтинг 1300 и обижает новичков тем, что у них выигрывает, мы сыграли три партии. Первые две я проиграл, а когда в третьей выиграл чёрными, решил, что достаточно наигрался.


Меня в шахматах интересуют больше культурно-исторические аспекты, а становиться гроссмейстером я не собираюсь. Вот засел перечитывать «Алису в Зазеркалье» (параллельно на английском и русском), потому что шахматы там играют важную роль.

А вы играете в шахматы? Не очень-то популярная тема в жж в отличие от политики и вирусологии.

Комментариев нет: