суббота, 30 января 2021 г.

Обрушат ли чистильщики обуви рынок акций?

Если бы вы вчера посмотрели топ скачиваемых приложений для iPhone в США, то заметили бы, что среди верхних 11 шесть (включая две самые верхние позиции) имеют отношение к инвестированию в акции, опционы или криптовалюту. До кучи на третьем месте Reddit, о котором тоже много пишут в связи с безумием на рынке. (Для детей оставили TikTok и две гиперказуальные игрушки от турецких разработчиков):


В топе андроидного Google Play в США аналогичная картина. В России, кстати, всё тихо и привычно: соцсети и мессенджеры + СберБанк и Яндекс.Маркет:


С чего же американцы побежали играть на бирже? Я не буду пересказывать историю, которую уже в жж изложили несколько раз. Мне больше всего понравилось объяснение на Хабре (там это верхний пост за неделю: россияне хоть сами не играют, но им интересно же, как там в США).

С начала года акции GameStop Corp., продающих игровые приставки и компьютерные игры на физических носителях, подорожали в 19 раз. И на неделе колебались на десятки процентов вверх-вниз:


Если сравнить минимум (2,57) и максимум (483,00) за год (внизу справа, где 52-wk), то разница будет в 188 раз. Компания, близкая к банкротству, стоит 22 млрд долларов, если тупо умножить число акций на их цену. Все запаслись попкорном и хотят увидеть, как сгорят эти «бумажные» миллиарды и из чьего кармана в чей перекочуют настоящие доллары.

Для сравнения так выглядит график стоимости акции «нормального человека»:


У «Майкрософта» рост с начала года на солидные 6,5%, но у компании всё хорошо. Её капитализация достигла 1,75 триллиона долларов, такую попробуй завали. За год колебания (132,52 – 242,64) в 1,8 раза: они падали прошлой весной на коронавирусной панике и столь же стремительно росли, когда паника прошла. Я ещё тогда принял решение, что если MSFT упадёт до 120, то покупаю. Не упал, и я не купил.

Есть анекдот, что банкир-миллиардер Морган перед кризисом 1929 года успел распродать свои акции, потому что мальчишка-чистильщик обуви стал задавать ему вопросы, какие акции покупать. Морган смекнул, что если до игры на бирже добрались чистильщики обуви, ему там делать нечего.

Франклин Рузвельт среди первых дел на посту президента создал государственный регулятор рынков (Securities and Exchange Commission – SEC), чтобы он мешал людям проиграться в пух и прах (особенно на заёмные деньги). Для удовольствия играть можно (я сам ради него играю), но проигрыш не должен увлечь американскую экономику в бездну.

Но банкиры и чистильщики подумали, что теперь в США социализм и можно играть, сколько хочешь. Выигрыш забирать себе, а в случае большого проигрыша государство компенсирует его участникам игры: никто же не хочет разорения банков и самоубийств слишком азартных игроков. Поэтому если вы не играете на рынке, они играют за вас.

Я не полез в GME и прочие разогретые стоки. На рынке опционов ростом в 20 раз за неделю никого не удивишь. Как и в прошлом году я занял позицию на рост AMZN (3280/3285 call spread, expiration 19 Feb). Почему? Да нипочему. «Амазон» 2 февраля отчитывается о выручке и доходах за последний квартал 2020 года. Вдруг вырастет, тогда я копейку заработаю.


Для меня это игра. Настоящие деньги мы зарабатываем на мобильных приложениях. Я решил ими чуть серьёзнее заняться. Никаких фильмов за прошедшую неделю не смотрел. Сижу, никого не трогаю, добавляю в географические приложения ссылки на соответствующие статьи в Wikipedia.

Для 250 стран и территорий со столицами на 30 языках это 250 x 2 x 30 = 15000 ссылок. Генерятся они автоматически, но я вручную хожу и проверяю, что они ведут на нужную статью. А то столица Бермудских островов, если вы не знали, называется Гамильтон. Автоматическая ссылка в Wiki по этому слову приведёт куда угодно, только не на статью о столице Бермудских островов. Заодно нашёл несколько названий, которые устарели или были неправильно переведены. Получился дополнительный тест перевода.

Но пока сидишь, кликаешь 15000 раз по ссылкам, голова пуста. Грузить её я решил аудиокнигами. (Когда мы приложения создавали, слушал TED лекции). У меня восприятие текстов на слух сильно хуже, чем глазами. Решил тренироваться. Начал с книги «Уолден, или Жизнь в лесу» американского философа Генри Дэвида Торо. Это не роман в классическом понимании, а набор эссе. В США стал классикой, которую в школе проходят. Интересные мысли там есть (“I believe that water is the only drink for a wise man; wine is not so noble a liquor; and think of dashing the hopes of a morning with a cup of warm coffee, or of an evening with a dish of tea! Ah, how low I fall when I am tempted by them!”), но чтобы пить воду из-под крана мне не надо жить в лесу. Язык, как вы можете видеть, вычурный, поэтому я половину пропустил мимо ушей, поставил книге «троечку» и решил, что надо послушать что-нибудь на русском из того, что я уже читал.

Выбор пал на «Мастера и Маргариту», которую я со школы не перечитывал. Для меня это в первую очередь юмористический роман в одним ряду с «Золотым телёнком», а не философский трактат. Умные люди любят увидеть в нём огромные бездны (каждый свою), но я назвал бы его «Бегемот и Коровьев»: без М&M роман мне понравился бы, а без этой парочки нет. Я подумывал о том, чтобы написать пост «Понятный ли русский у Булгакова?», но в московских главах понятный, и вообще мне надо Wiki-ссылки проверять, а не заниматься литературоведением.

Потом прослушал «Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна, который не читал с детства. И снова о Жюль Верне хочется отдельный пост написать, но эппы необновленные стоят и на жж тоже буду экономить. У меня есть два-три поста разной степени дописанности, которые требуют дополнительного исследования, и на него мне сейчас жалко времени. Этот-то пост я на ходу придумываю, на него не больше часа уйдёт. Сейчас слушаю «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко, который никогда не читал. Первые три часа не впечатлили совершенно, но я помню, что такое «bat-файл» и «пентиум», и из ностальгических соображений дослушаю.

А что же рынок – упадёт или вырастет? Я его падения жду с октября 2014 года. И перед падением он обычно резко растёт. Поэтому правильный ответ – а фиг его знает.

Комментариев нет: