пятница, 24 февраля 2017 г.

Как оперы определяют цели для путешествий

Вы, наверно, знаете, что в наших путешествиях по американским городам мы стараемся зайти в местную оперу или филармонию, а часто посещение спектакля или концерта является главной целью поездки. Так в Нью-Йорке мы были раз двадцать, потому что там находится “Метрополитен-опера”, и я даже даты подачи документов на паспорта и их получение выбрал с оглядкой на оперный календарь.

Этой весной мы собираемся в два путешествия:
1) В Лос-Анджелес в конце марта-начале апреля (“Сказки Гофмана” с Дианой Дамрау в LA Opera);
2) В Техас в конце апреля-начале мая (“Норма” с Yonghoon Lee в Dallas Opera, а затем “Гибель богов” в Houston Grand Opera - не изучал, кто там поет, но с музыкой Вагнера это не так важно).

В ЛА мы раньше были только проездом, в Далласе и Хьюстоне только пересаживались в аэропортах, поэтому, разумеется, мы посмотрим еще много других вещей, которые нас интересуют (campuses - CalTech, UCLA, Rice; libraries; public art; Техас я вообще хочу заценить с точки зрения места для жизни), но именно оперы определяют даты поездок и невозможность всегда подстраиваться под дешевые отели. (А так же необходимость брать с собой ботинки, до дзена моего брата, который в одних кроссовках идет в поход в горы, а потом на симфонический концерт, я еще не дорос).

А сейчас такое время года, когда американские оперные компании объявляют программу следующего сезона 2017/18. Поэтому я внимательно изучаю, куда можно будет отправиться. Есть города, где я давно хотел бы побывать (Новый Орлеан, Санта-Фе, Канзас-Сити, как ни странно), но считаю расточительным лететь туда без причины, просто так. Вряд ли в них будут исполняться оперы на таком уровне, чтобы я только ради них поехал, но вкупе с желанием увидеть город можно начинать собирать кирпичики и считать причины.

Типичный оперный (или симфонический) сезон начинается в сентябре и длится до мая-июня. Как правило оперы исполняются блоками - за две недели дается 4-8 представлений одной и той же оперы, часто одним и тем же составом. Так дешевле резервировать певцов и готовить декорации. Только крупные компании типа Мет-оперы могут позволить себе давать несколько спектаклей параллельно (часто по два в день).

Metropolitan Opera в НЙ является главной оперной компанией не только в США, но в мире (это мое личное мнение, но кто с ней может поспорить: Венская опера, Ковент-Гарден в Лондоне?). В Met каждый сезон дают около 26 разных спектаклей, 5-7 из них премьеры постановок. Дальше в табеле о рангах идут Lyric Opera of Chicago и San Francisco Opera, которые дают по 8-10 спектаклей. Еще ниже Los Angeles Opera, Washington National Opera (в DC), и я хотел бы сказать, что Seattle Opera, но они уж очень низко свалились. Есть еще десяток компаний среднего уровня, готовящих по 4-5 опер в год (тот же Питтсбург), и, наконец, дюжины маленьких, часто полулюбительских компаний.

Неделю назад Metropolitan объявила сезон, и я был разочарован их отменой “Силы судьбы” Верди. Я очень люблю эту оперу в записях, но ее редко ставят в США, и мы никогда не слышали ее в театре. Есть сайт, где фанаты собирают и предсказывают будущие сезоны Мет (http://futuremet.wikia.com/wiki/Future_Met_Wiki), и я, увидев “La forza del destino” в сезоне 2017/18, знал, что мы отправимся в НЙ еще раз. Но в последний момент ее отменили, якобы из-за финансовых проблем. Я так понимаю, консервативные доноры испугались современной шокирующей режиссуры и намекнули, что на такую постановку денег не дадут. Так как певцы уже были приглашены, и у них свои календари, то вместо “Силы судьбы” они исполнят “Реквием” Верди, для которого постановки не надо, но это все же не то. Даже не знаю, стоит ли на что-то идти в новом сезоне Мет. Какой-то он скучный. Может, на “Тоску” в постановке МакВикара, если Йонас Кауфман не отменит выступления.

И вообще пока все грустно. В Seattle Opera в следующем сезоне ничто не прельщает. Вчера мы сходили в библиотеку на бесплатное preview оперы Яначека “Катя Кабанова” (да, по “Грозе” Островского, по которой я писал выпускное сочинение). Я музыку Яначека знаю плохо, но подумал и решил, что надо сходить в сам театр, и если не понравится, то не судьба. Тем более, что Seattle Opera начинает осознавать, что цены на билеты у них завышены, на редкие оперы вообще ничего не распродается, поэтому делает 25% скидку. Все равно слишком дорого ($43 x 2 + $7 fee - за задние места на верхнем ярусе), но я буду считать, что это в том числе пожертвование на их бесплатные концерты в библиотеках.

Летом в перерывах между сезонами устраиваются фестивали. Один из самых важных оперных фестивалей в США - Santa Fe Opera в жаркой нью-мексиканской пустыне - такой Burning Man для любителей оперы :) Я присматривался к программе этого года. Там есть даже новая опера про Стива Джобса молодого композитора Мейсона Бейтса. Но нет пока ничего такого, чтобы я сказал, что надо ехать. Даже вероятнее, что мы летом съездим в Россию.

А у России свой особенный путь в плане оперных репертуаров и сезонов. Спектаклей много, но все в кучу и все проходные. На сайте Мариинского нет программы не то, что на следующий год, а на этот июнь. Ну, вот съездим в ЛА и Техас, посмотрим, что дают в Мариинском на фестиваль “Звезды белых ночей”. Если что-то стоящее и авиабилеты Сиэтл-Питер будут стоить меньше $3k на двоих, то, может, и слетаем.

Комментариев нет: