четверг, 8 октября 2015 г.

Десять грин-карт, полученных с помощью моей петиции

Краткое содержание поста: За три года я послал пример своей петиции на грин-карту более 50 людям. В этом посте я собрал статистику того, смогли ли они получить одобрение своих петиций. Во второй части я привожу ответы на наиболее общие и частые вопросы о получении грин-карт, которые мне задавали.

***

Три года назад была одобрена моя иммиграционная петиция на грин-карту, которую я написал без помощи адвоката. Тогда же я предложил всем желающим написать мне по адресу andreychemist@gmail.com, чтобы попросить пример петиции или задать вопросы. За три года я отправил петицию 52 людям (это не считая моего брата, тех людей, которым я отвечал на вопросы, но петицию не посылал, и не считая того, что люди пересылали мою петицию или свои петиции, написанные на основе моей, дальше своим друзьям).

Месяц назад мне пришла в голову мысль написать этим людям и спросить, чем история закончилась. Про своих близких друзей я знал, что они получили свои грин-карты или все еще работают над петицией, но многие товарищи написали мне лишь однажды, и я больше ничего от них не слышал. В результате из верхнего поста, где я вел подсчеты, могло показаться, что петицию я отправил 50 людям, а грин-карты получили только 5 человек. Неужели approval rate всего 10%, как пугают адвокаты? Вовсе нет. Я знаю только одного человека, который хотел, но не смог получить грин-карту.

Всего примеров петиции отправлено: 52 штуки.
Получили одобрение петиции I-140, переписав мою петицию без помощи адвокатов: 10 человек.
Одобрение петиции - это еще не грин-карта. Но я не знаю случаев, чтобы после одобрения петиции человек не доводил все до гринкарточного хэппи-енда.
Из этих 10 человек - 9 были постдоками в США (4 химика, 3 физика, 2 биолога), то есть у них уже было PhD (у 4 человек из США, у 4 человек из России, у одного из Нидерландов), они были в F-1 OPT, J-1 или H1-B визовых статусах. Некоторые подавали с супругами и детьми, которые тоже могут подать на грин-карту, если петиция на главного аппликанта одобрена. По категории EB1-A подавали 7 человек, но 3 человека переписали мою петицию под категорию EB2-NIW и тоже получили одобрение. То есть лучше всего я знаком с тем, как получить грин-карту постдоку в США. Потому я очень осторожно оцениваю шансы фотографов или бизнесменов, которые мне иногда пишут. Шансы есть у всех, но хорошая статистика у меня только для ученых.

Тем интереснее десятый случай одобрения петиции, когда одобрение по категории EB1-A получила преподаватель вокала из России. Подача из России имеет кучу своих проблем и особенностей. Но после этого случая я верю, что главное не бояться подать, правильно описать свои достижения, и все получится.

Что же остальные 42 человека?
4 человека все же решили обратиться к адвокатам и сделали свои грин-карты через них. Это их выбор. Я лично считаю, что петиция для ученых настолько проста, что можно подавать без адвоката, если нет отягчающих обстоятельств типа депортации в прошлом. Самая долгая часть - получение рекомендательных писем. Адвокаты здесь ничем помочь не могут. Те примеры писем, которые они предлагают, не похожи на те письма, что пишут настоящие профессора, а потому могут только повредить. Лучше спросить пример письма у меня. Мне даже показалось, что делать грин-карту с адвокатом дольше, чем самому. От адвоката можно получить психологическую поддержку, но стоит ли она $5000? Может быть, лучше самим разобраться с тем, как работает американская иммиграционная система, а адвокатам оставить сложные случаи и клиентов, которые сами не могут разобраться с двумя страничками законов? Каждый решает сам.

Три человека в итоге сделали грин-карты через работодателя (EB2 или EB1-B). А одному повезло выиграть грин-карту в лотерею. Еще один нашел хорошую работу не в США, и подача петиции потеряла смысл. Другой и не собирался подавать на грин-карту, а довольствовался визой O-1 (требования, на которую похожи с EB1-A), так как собирается потом вернуться на родину. Пара человек просто передумали подавать на грин-карту по личным или бизнес-причинам. Четверо подали (двое сами, двое с адвокатом) и прямо сейчас ждут решения чиновников. Девять человек написали, что еще работают над петицией, собирают доказательства или ждут, пока накопится побольше статей и цитирований. Наконец, еще 11 запросили у меня петицию за последние полгода, и я даже не стал их пока беспокоить расспросами, потому что вряд ли им успели что-либо одобрить.

Остается 6 человек. Трое не ответили на мои письма (хотя насчет двоих я могу проверить по LinkedIn, что они продолжают работать в США). Еще двум людям я решил не писать. Бывает, что приходит очень phishy письмо: “Выручай, друг! Я тут по туристической визе, возвращаться на родину не хочу”. В зависимости от настроения я могу послать петицию со строгим предупреждением, что с туристической визой вряд ли что-то получится. Чаще могу поинтересоваться, а какие собственно заслуги в science, arts or athletics имеются у просителя. Люблю письма, когда люди сразу кратко рассказывают, кто они такие. Живому человеку всегда помочь приятнее, к тому же я могу дать специфический совет в зависимости от ситуации. Так вот двум таким странным товарищам я ничего писать не стал. Мне неинтересно, получили они грин-карты или нет.

Остался один случай, когда пример петиции меня попросила бывшая спортсменка, работающая в США тренером по визе O-1. Я не ожидал, что у нее будут проблемы с получением одобрения по EB1-A. Но оказалось, что для USCIS заслуги спортсмена и тренера - это разные вещи. Как если бы статьи, опубликованные в аспирантуре, не засчитывались профессорам. Своя логика тут есть, но у этой девушки особых тренерских заслуг еще не накопилось, и она получила соответствующий RFE - request for evidence. Так как мой опыт был в первую очередь с одобрением петиций для ученых, я не смог ей посоветовать ничего лучше, как найти адвоката или человека, который имеет больше опыта с петициями спортсменов и тренеров. Как я понял, она в итоге отказалась от идеи получать грин-карту. На 52 человека это единственный случай, когда человек довел дело до подачи, но грин-карту в итоге не получил. RFE присылали и другим моим знакомым, но дополнительных разъяснений всегда хватало, чтобы получить одобрение. Они даже не спрашивали моего совета, что отвечать чиновникам.

Такова статистика по тем примерам петиции, которые разослал я. Я знаю, что есть еще люди, которые не просили у меня петицию, но вдохновлялись моими постами о грин-карте в блоге, подали или уже получили грин-карты, о чем написали мне благодарственные письма. Другие люди помогали дальше своим друзьям, и тут я могу только гадать, скольким людям в итоге помогла моя петиция. Но $50k как минимум на адвокатах я людям сэкономил. Это приятно. Поэтому я готов и дальше по мере своих знаний помогать всем желающим. Я не беру деньги за пример петиции, но я ожидаю, что люди в ответ будут помогать другим людям, а со мной делиться информацией о том, что у них в итоге получилось, с какими проблемами пришлось столкнуться и как они были решены.

Закономерный вопрос, почему я не выложу свою петицию в открытый доступ с английскими комментариями? Мой стандартный ответ: 70% петиции - это цитаты из писем профессоров, а они мне не давали разрешения делиться ими со всем интернетом. Можно было бы переписать петицию в дженерик форму с профессорами X и Y, но вот пока я до этого не созрел. Если кто-то хочет, может выложить свою, но мою я пока никому не разрешаю публиковать.

Во второй части поста я хочу собрать общие замечания и советы по петициям I-140. На все вопросы я ответов не знаю, а на те, которые знаю, отвечать можно очень долго. Есть очень запутанные штуки, про которые лучше спрашивать меня индивидуально. Или пытаться разобраться в интернете. Я советую обычно эти сайты:

WeGreened - сайт, которого не было, когда подавал я в 2012 году. Огромная статистика по одобренным случаям EB1-A и EB2-NIW. В основном для ученых, но не только.
eb2niw.com - открытый пример петиции для EB2-NIW.
Zhang and Associates - еще один толковый адвокатский сайт. Они, конечно, пугают, что даже не пытайтесь подавать без адвоката, но как показывает моя статистика выше, это просто пугалка и желание получить деньги от людей, которым так и так все одобрили бы.
I-140 Form Instructions - очень много полезной инфы есть на самом сайте USCIS. Все вопросы о том, надо ли переводить документы, куда посылать формы, как за них платить, находятся в инструкциях.

1. Подача на грин-карту состоит из двух частей: одобрение петиции I-140 и подача I-485 Adjustment of Status (если находишься в США) или consulate processing (вне США). Подача не из США сложнее в плане оплаты, почтового адреса, но успешные случаи есть.

2. Самому (без работодателя) можно подавать по двум категориям: EB1-A (extraordinary abilities) и EB2-NIW (exceptional abilities, national interest waiver). Я и мой брат подавали по EB1-A, но EB2-NIW считается более простой категорией в плане одобрения. Проблема с ней, что нельзя запросить premium processing, когда рассмотрят за 2 недели за дополнительные $1225, поэтому ответа придется ждать 5-8 месяцев, а то и дольше.

3. Подача по EB-1A требует соответствие как минимум 3 критериям из 10. У меня это были: 1) научные публикации, 2) significant impact of my work, 3) международные или национальные награды. У моего брата третьим критерием был опыт рецензирования статей для журналов. Полный список критериев можно найти на вышеперечисленных сайтах. Если трех критериев не набирается, то я советую подавать по EB2-NIW. Но очень желательно иметь PhD и хотя бы 50 цитирований на свои статьи (зависит от области, попытка не пытка и с 5 цитированиями).

4. Significant impact доказывается цитированиями и рекомендательными письмами. Писем хватит 4-5 штук. Необязательно от людей, которые знают вас лично. Это могут быть эксперты в области, которые знают ваши статьи или вашего руководителя. Получение писем - самый долгий этап. Часто их приходится писать самим, а профессора только ставят подпись. Но большая часть моей петиции - это цитаты из писем профессоров. Это самое простое доказательство очень многих пунктов.

5. Не существует стандартной формы петиции или жестких требований USCIS к числу статей или рекомендательных писем. Я знаю случай, когда человек на двух страницах описал свою работу, приложил CV, список цитирований и 4 рекомендательных письма и получил одобрение по EB2-NIW.

6. По визе J-1 могут проставить 2-years-rule requirement. Я лично с ним знаком плохо, но это требование после окончания визы два года провести на родине. Пока это требование не снято, на грин-карту подать нельзя, даже если есть одобренная петиция I-140. Требование это снимается (я знаю прецеденты), но это дополнительная бюрократия.

7. Форму I-485 можно подать одновременно с I-140. Но мое понимание таково, что подача I-140 не представляет собой иммиграционное намерение и сама по себе не влияет на ваш статус (как игра в лотерею грин-карт, например). Подача I-485 уже влияет на статус, позволяет получить разрешение на работу (EAD card), и пока эта петиция рассматривается, нужно получать отдельное разрешение выезжать и возвращаться в США (Advanced Parole) или сидеть ровно и никуда не ездить. Я считаю, что надежнее получить одобрение по I-140 и только потом подавать I-485, если сроки не поджимают. Иначе есть риск оказаться в запутанной ситуации со статусом.

8. Большинство петиций одобряет один из двух центров USCIS: в Техасе или в Небраске. Мне кажется, что Небраска работает быстрее и одобряет петиции легче, но, возможно, это мне только кажется. В любом случае, выбрать центр самому нельзя, а сроки одобрения I-140 или I-485 меняются со временем. Я получил грин-карту через 2 месяца после подачи I-485, мой брат - через 4 месяца. Одобрения I-140 без premium processing можно ждать 5 месяцев, а можно 8, хотя USCIS обещает дать ответ за 4.

9. Все документы не на английском должны иметь сертифицированный перевод. Люди пишут (http://rusam.livejournal.com/3894435.html), что переводили сами и заверяли подпись под заявлением, что владеют обоими языками. Свидетельства о рождении и дипломы можно перевести онлайн с сертификатом за $25 (Rev.com).

Отныне буду людям, спрашивающим у меня пример петиции, давать ссылку на этот пост. Тема грин-карт большая, если новая важная информация появится, то буду делиться в комментариях. Вопросы и уточнения приветствуются.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Андрей не учел еще одного человека, который видел его петицию, но не переписывал, тк не подошел жанр (человек тренер) и прлучил гринкарту в 2015 году. Спасибо Андрею.