среда, 11 июля 2012 г.

Надо о чем-нибудь написать: Напишу про насос

В прошлый понедельник у меня сломался масляный насос. Сломался в самый обыкновенный для этого дела момент – когда я его попытался включить. Раздался звук включающегося мотора, потом «чпок!», и из насоса повалил дымок.

Я пошел в соседнюю лабу к Веньянгу, который в нашей группе отвечает за насосы: – У меня сломался насос, что делать? – Вон в углу стоят насосы, которые перевезли из Иллинойса. Найди работающий, а сломанный насос мы потом отвезем в ремонт.


В углу стояли пять насосов, один другого страшнее, все грязные и в пыли. Я ухватился за тот насос, который смог поднять, и мы с Веньянгом перенесли его в мою лабу. Залили в насос масло, подсоединили, включили. Насос затарахтел и стал засасывать воздух. Однако даже подключенный напрямую к прибору для измерения давления он давал очень слабый вакуум.

Мы оттащили его обратно в угол, и я стал тестировать насосы там, не перетаскивая их лишний раз. Один из самых больших насосов выглядел чище и перспективнее остальных. Вначале показалось, что в нем тоже нет масла, но что-то на дне плескалось. Я открыл нижний винт, и из насоса полилось нечто коричневое, с твердыми частицами.


Пришлось потратить несколько минут, чтобы найти пустую бутылку под отработанное масло, заполнить электронные формы для сбора отходов (в Беркли это отдельная большая бюрократия; в Питтсбурге мы просто лепили оранжевую наклейку и на ней писали что, сколько, имя, дата; в СПбГУ сливали в раковину). Обложившись салфетками, вооружившись стаканом и воронкой я слил старое масло. Его оказалось около двух литров.


К этому времени я уже достаточно рассердился и измазался (наверно, пар десять перчаток поменял). Но это была самая неприятная часть. Залил новое масло, убедился, что насос создает вакуум и что поднять я его один не могу, только наклонить его на бок. С помощью постдока Алексея и тележки мы доставили его в мою лабу. Он едва-едва боком влез в отведенное для насосов место под тягой.


Отныне я решил включить его и не выключать, по крайней мере, пока я работаю тут постдоком. С масляными насосами на самом деле так и надо. Они ломаются чаще всего в момент включения, зато мне рассказывали про насос, бесперебойно работающий с 1960-х годов (ни разу за 40 лет не меняли масло?).

Я снова позвал Веньянга, и мы отвезли мой старый насос, который теперь казался неимоверно легким, в подвал, в электрическую мастерскую. Заполнили форму, налепили и оставили насос ремонтироваться. Вроде бы тут в Беркли есть отдельный мастер, который только насосами занимается. Несмотря на это, Алексей жаловался, что два насоса сдали в ремонт уже больше месяца назад, и о них с тех пор ни слуху, ни духу. Я рассказал, что в Питтсбурге у нас была аналогичная история: масляный насос в нашей лабе сдох при включении, его сдали в mechanical shop и больше о нем никогда не слышали. Сам не поинтересуешься, не попинаешь, никто насос чинить не будет. А мы нашли работающую замену, и старый насос оказался никому не нужен.

Но уже в субботу Веньянг сказал мне, что мой насос починили. Наверно, поломка на этот раз оказалась совсем пустяковой, вроде сгоревшего предохранителя. Во вторник мы его забрали и задвинули в «насосный» угол. Там оставалось всего три насоса. Один на неделе утащил Джонатан. Я, как и намеревался, оставил у себя в тяге большой насос, который вот уже полторы недели работает, не переставая.

Многим в нашей группе хотелось бы, чтобы вместо очередного постдока профессор Хартвиг нанял бы техника, который бы смотрел за всеми инструментами. Почему у Бертоззи шесть постоянных помощников, а у Джона только секретарь Аннеке?

Комментариев нет: