четверг, 31 мая 2012 г.

Делаю неутешительные прогнозы

Интересно, введут в России запрет на свободную покупку валюты населением как в свое время в Беларуси или нет? Предсказывать цены на рынке не удается даже экспертам, но, скорее всего, доллар в ближайшие месяцы будет дорожать. Кто же будет сейчас в евро инвестировать, если не понятно, куда оно отправится, если греки после внеочередных выборов так и не смогут сформировать правительство.

А тут еще Обаме в ноябре надо переизбираться. Народ в США импульсивный: поднялись цены на бензин – все, президент плохой, надо покупать электромобиль. Опустились цены – президент работает, покупаем пикап да побольше. Сейчас бензин в США стоит около $4 за галлон. За счет правительственных резервов цену к выборам, наверно, опустят. Значит, нефть продолжит дешеветь, это в американских интересах.

Самое привычное время для политических и экономических кризисов в России – это август. Поднимут тарифы ЖКХ (с 1 июля и с 1 сентября), девальвируют рубль, вот тут-то оппозиционеры пойдут поднимать народ на восстание. А митинг 12 июня ничего не решит. 12 июня Россия с Польшей в футбол играют, так что простому народу будет не до Навального и компании, которых, наверно, снова повяжут.

Осенью 2008 года президент Медведев спас Россию от кризисов и революций, получится ли у него повторить этот подвиг осенью 2012 года уже в качестве главы правительства? Сомневаюсь. Бюджет 2008 года был бездефицитным при цене 57 долларов за баррель, а сейчас нужно 107 долларов. За это время Медведев поссорился с Юрием Лужковым и Алексеем Кудриным, которых уважают в народе. Конечно, верные Путин и Сурков всегда с ним, но Путин, по-видимому, впал в маразм, а Суркова уважают далеко не все.

Будущее России выглядит печально, но я все же надеюсь, что наши футболисты кого-то победят и выйдут из «группы жизни» в четвертьфинал.

понедельник, 28 мая 2012 г.

Продолжаю отдыхать и гулять

Мотивации работать по субботам и воскресеньям не осталось никакой. Студент хотя бы думает о дипломе, аспирант о диссертации, а постдоку заботится не о чем. Потому повинуясь народной мудрости, что от работы кони дохнут, я в лабу на выходных носа не казал. Вместо этого мы с братом еще немного походили по Беркли.

В субботу забрались на холм в местном парке Claremont Canyon Regional Preserve. Подъем через эвкалиптовый лес довольно крутой, но тропа широкая и ухоженная.


Пожалуй, самое общедоступное место, с которого можно наблюдать, как обустроены Беркли и окрестности.


Плоская равнина между заливом и грядой холмов шириной в две мили застроена прямоугольными малоэтажными кварталами.


На фоне города кампус выделяется своими большими зданиями и в первую очередь башней с часами. За башней, кстати, виден холм Олбани, на котором мы были две недели назад.


Большая часть холмов принадлежит тому или иному парку, но здесь же на холмах притаились частные резиденции,


белый отель Claremont,


а также Lawrence Berkeley National Laboratory, в которой я формально постдочу.


Назад мы спускались по трейлам, проходящим уже по университетским владениям. В какой-то момент тропа стала узкой и завела в чащу, но тут все так близко, что куда ни пойди, рано или поздно выйдешь из леса.


А в понедельник был Memorial Day – официальный праздник, в который были закрыты многие кафе и магазины. Я же решил по приколу сходить на пару часов в лабу, а там к моему удивлению собрались вообще все, кто обитает на девятом этаже. Я работать не собирался, но произнес «Однако» и для приличия посидел несколько часов за компьютером. Но не перестаю удивляться: «Если они так много работают, то почему у них так мало результатов?». Есть идеи на этот счет?

суббота, 26 мая 2012 г.

Блогеры в поисках фошистских баллонов

Обещание написать про англоязычную химическую блогосферу не забыто и медленно созревает в моем мозгу. Возможно, вместо того, чтобы составить длинный список, я буду знакомить с блогами по одному. Вот, например, есть такой сайт с чрезвычайно логичным названием www.chemistry-blog. Существуют они по этому адресу уже 6 лет и на этой неделе отпраздновали миллионного посетителя.

В отличие от многих других блогов у Chemistry Blog несколько авторов во главе с хозяином ресурса Mitch’ем. Пишут они нерегулярно и на самые разные околохимические темы. Я бы не назвал их «площадкой номер 1», но в свои закладки добавил.

Так вот недавно был у них пост о старых газовых баллонах. В каждой лабе стоят такие большие металлические чушки с аргоном, водородом и прочими флюидами. Так вот баллоны (или как их тут называют «цилиндры») обычно не покупаются, а берутся в аренду у фирмы, производящей газы, она потом пустые чушки забирает и вновь заправляет. В результате баллон может служить верой и правдой очень долго. Как долго? Я никогда не задумывался.

В посте утверждается, что в американских лабах еще полно баллонов, вывезенных в 1945 году из побежденной Германии. Ну, в России до сих пор многие заводы на немецких станках работают, ничего тут необычного нет, делали на века. А весь интерес в том, что в нацисткой Германии на каждый баллон делали маркировку в виде свастики и что до сих пор в либеральных американских универах стоят фошистские баллоны. Свастику, правда, где могли доштамповывали до политкорректного «окошка», но, мол, если поискать, то найдется баллон со свастикой.

Я, конечно, не усидел и пошел проверять окрестные баллоны.


Сразу же перед лифтом нашел водородный баллон с неким размытым символом.


Если цифры, отчеканенные сбоку – даты регулярных проверок, то баллону почти сто лет. 
В это я вначале как-то не поверил. Это, конечно, просто металлическая чушка, но чтобы она за сто лет не скорродировала, не развалилась, не была отправлена на замену. И неужели все стандарты сохранились, все надписи не стерлись, и продолжают набиваться тем же шрифтом.

Обсудил эту находку со старшим товарищем. Тот вначале тоже засомневался, но потом обратил мое внимание на надпись The Linde Air Products.


Выходит, что баллон даже не нацистский, а кайзеровский. Интересно, в чьих лабораториях он поработал, каких открытий был свидетель, какие ужасные опыты ставили с водородом, добытым из его чрева.


Старый американский баллон (без знаков).


И более я это вопрос не исследовал. На форумах, вроде бы, пишут, что и свастика не в ту сторону закручена, и что такое окошко есть на цилиндрах, выпущенных после 1945 года, но в любом случае история занимательная. Бог с ними, с фошистами, но никак не ожидаешь найти столетнюю вещь в современной химической лаборатории.



Новый баллон, 2012-го года.

среда, 23 мая 2012 г.

Блуждание по Сан-Франциско – Концерт местного оркестра

Как только брат приехал ко мне, мы засели за изучение календарей San Francisco Opera и San Francisco Symphony (SFS). В опере представлений в мае не обнаружилось, и мы купили билеты на симфонический концерт в субботу 19 мая. Так организовалась очередная прогулка по СФ.


Изначально были мысли поставить себе какую-то цель: например, дойти до Тихого океана. Но полуостров, на котором построен город, шириной шесть миль. Четыре часа только туда-обратно топать. Не так долго, но я не люблю пускаться в длительные путешествия, когда можно куда-то опоздать. Тем более с утра я зашел в лабораторию, снял несколько спектров, да заодно задержался в Asian corner (лаборатория 907), где его обитатели досматривали финал Лиги Чемпионов. И еще пообедать надо было.

В результате из дома вышли без двадцати четыре, а на станцию Civic Center приехали полпятого. Последующие три часа провели в бесцельных блужданиях вокруг да около, до Даунтауна и обратно. Я не смогу нарисовать точной карты нашего маршрута, но в общих чертах мы бродили по этому региону.


Мимо супермаркета Safeway и закусочных Subway, мимо автодилеров и играющих на площадках детей, по улицам грязным и чистым, то ровным, то наклонным.


Хорошая погода (никакого тумана), трамваи звякают, бездомные катят свои тележки, ветер разносит мусор, в Чайнотауне толпятся туристы.


Вроде все хорошо, на Питер местами похоже,


но в Сан-Франциско я еще никогда не испытывал той радости от общения с городом, что накрывает меня в Нью-Йорке или даже Питтсбурге.


Из достопримечательностей видели вот что:
1) Монетный двор (US Mint), который чеканит серебряные квотеры (обыкновенные выпускаются в Денвере – D и Филадельфии – P).


2) Главную католическую церковь города – Saint Mary’s Cathedral, возвышающуюся на холме. Я вообще-то думал, что католики более консервативны в архитектуре, чем протестанты.


3) City Hall – тут, наверно, сидит городское правительство, но еще тут устраивают свадьбы, ну и просто в каждом большом городе должен быть «свой собор Св. Петра».


4) Рядом с City Hall’ом много чего интересного. Например, надувной цветок.


И если я мог понять, почему воздвигнуты памятники Линкольну и Симону Боливару,

 

то ассирийский царь Ашшурбанапал совершенно внезапен.


Интернет подсказывает, что он стоит напротив здания сан-францисской публичной библиотеки. Правда, я сомневаюсь, что в ней хранятся глиняные таблички из древней Ниневии.
5) Чайнатаун торгует китайскими сувенирами,


но мне понравился следующий плакат.


В подтверждения тезиса раздается реклама книги о том, как Китай режет своих граждан на органы.
6) Мы подошли к основанию Transamerica Pyramid, самому яркому городскому небоскребу, который легко заметить с другого берега залива на фоне типовых параллелепипедов.


В половину восьмого мы вернулись к Davies Symphony Hall,


где с 1980-го года играет сан-францисский симофонический оркестр, а вообще этот сезон у них юбилейный, сотый.


Здание внушительное, без всякой излишней позолоты, лепнины, зато всем все видно.


Даже City Hall в окно.


Билеты зато у них дорогие: мы купили на самую верхотуру по $50, да еще взяли $10 за доставку, которая заключалась в том, что на мыло прислали pdf файл, который нам самим же надо было распечатать.

Дирижировал руководитель SFS с 1995 года Michael Tilson Thomas. Он же выступает с YouTube Symphony Оrchestra. Но то любители, а тут профессионалы, один из лучших американских оркестров. Начали с исполнения музыки Малера Blumine, которая когда-то была частью Первой симфонии, но потом выкинута. Легкая, ранняя вещь. Не забыли о советских композиторах: далее игрался Четвертый скрипичный концерт Альфреда Шнитке. Cолировал Александр Баранчик (Barantschik) – наш иммигрант и здешний концертмейстер. Музыка немножко авангардная, но на самом деле простая и веселая. Не знаю, как отреагировала местная публика, но вот брату понравилось. Тут же большинство, наверно, пришло на Шестую симфонию Бетховена. Ее не надо рекламировать, вещь известная, мы ее уже в Питтсбурге слушали, но почему бы не послушать хорошую музыку еще раз.


После концерта отправились на BART’е домой. Пока в СФ больше не собираемся, хотя и в городе, и в SFS еще побываем – жизнь длинная, надо же ее будет чем-то занять.

четверг, 17 мая 2012 г.

Идите на Запад, молодые россияне

Многие уже высказались насчет статьи в Nature, в которой рассказывается о планах российского правительства оплатить обучение студентам за рубежом ($165 млн на 2000 человек в год до 2015 года в университетах из top 300 Times Higher Education World University Rankings, после обучения либо 3 года в России, либо возвращай денежки). Статья не указывает, будут ли студенты учиться на undergraduate или graduate уровне.

Мой собственный опыт показывает, что научно-техническое образование в школе и в университете (на undergraduate уровне) в России не уступает американскому (про Европу или Азию знаю меньше). Лучшие выпускники Физтеха или МГУ знают и умеют не меньше, чем лучшие выпускники Калтеха или Беркли, а троешники из Лесотехнической академии не глупее троешников из Университета Южного Миссисипи. Наоборот, российские студенты знают два языка, а американцы часто только один. А практикум по органике у нас был куцый, но в Питтсбурге еще слабее.

Потому большого смысла отправлять россиян в США за корочками бакалавра я не вижу. Конечно, чему-то новому они там обучатся, но слишком дорого обойдется. Сейчас tuition (плата за обучение) в высокорейтинговых универах чересчур завышен. Даже американцы согласятся пойти в небольшой колледж в Северной Каролине за $20 000 в год, чем за $50 000 в год в Гарвард. Пусть знаний будет чуть меньше, но долгов – сильно меньше. Тут уж лучше перенести из американской системы в Россию выборность классов (и соответственно преподавателей), и отменить воинский призыв.

Лично мне было бы психологически тяжелее переехать учиться в США в 17 лет, чем в 22 года. Да и TOEFL я бы сдал похуже. Но допустим, что кто-то получит B.S. в химии в MIT. Самый разумный вариант продолжения научной карьеры – идти в аспирантуру в университет уровня MIT (которых в России нет). Сила западных универов именно в аспирантуре. Вот туда и надо посылать российских студентов. С Ph.D. они потом больше пользы принесут.

Если государство оплатит обучение, то вернутся многие. Сейчас уезжают только русофобы и идейные космополиты, которым все равно, в какой стране жить. Неудивительно, что если они вдруг решили вернуться в Россию, то к ним относятся как в предателям: «Пока вы в своих Майямях грелись, мы тут российскую науку спасали». Другое дело, если человек поехал учиться по заданию правительства и вернулся не один, а с друзьями, готовый применить научный и управленческий опыт на родной почве.

Также выгодно посылать на Запад постдоков. За два года они и денег сожрут меньше, меньше привыкнут к хорошей жизни, да и с российским Ph.D. их никуда на работу не возьмут. Вот открыть журнал Nature и сказать: «В каждой группе, опубликовавшей оригинальную статью должен отработать наш человек: аспирантом или постдоком. Пусть посмотрят, как клепаются статьи, публикующиеся в Nature».

понедельник, 14 мая 2012 г.

Albany Hill – Albany Bulb – Berkeley Pier

Вместе с братом я отправился на прогулку к заливу, которую я давно планировал, но мне было скучно столько шагать одному. С высоты Sather Tower я видел на западе в двух милях от кампуса притягательный San Francisco Bay. Местами ровность берега нарушается выдающимися в залив искусственными отростками. Бывшие городские свалки стали городскими парками, и два из них мы посетили: Albany Bulb и Marina. А еще обратил я внимание на темно-зеленый холм на северо-западе (то есть справа на фотографии). «Что это такое?» – думал я.


В субботу 12 мая, хорошо выспавшись, без десяти минут полдень мы вышли из дома и за пять с половиной часов прошли не менее 15 миль. Приведенная ниже карта весьма не точно представляет наш маршрут, так как некоторые избранные нами тропы и обочины Google не знает.



Если самые дорогие дома расположены на холмах, то по мере приближения к заливу цветов становилось все меньше, а колючей проволоки и автомастерских все больше.


Ветеринарная клиника расположилась в доме номер 666 - "Число Зверя".

В какой-то момент мы пересекли городскую черту соседнего городка Олбани. Если бы не пограничный знак, то ни за что не догадаешься, что ты уже не в Беркли. По большому счету все эти городишки могли бы считаться районами гигантского мегаполиса Сан-Франциско, но сохранили свою независимость.



Я не боялся сбиться с пути, так как Холм Олбани возвышался на горизонте зримой целью. Когда-то на нем располагалась фабрика по производству динамита. Холм специально засадили эвкалиптами, чтобы их могучие стволы приняли на себя разлетающиеся осколки. Рано или поздно фабрика взорвалась, унеся жизни 23 людей, и жители Олбани выставили опасное предприятие вон.

Встал вопрос, что делать с холмом. Кто-то предлагал его срыть, взорвать, засыпать им прибрежное болото, построить роскошный отель на вершине.


В итоге благоразумно порешили сделать парк, хотя ситуация с правами на землю остается темной. Строить на холме ничего нельзя, но несколько домов на склонах все еще остается.



Я даже не был уверен, что мы сможем на холм подняться.


Тропа обнаружилась с северной стороны, где уже начинался следующий город Эль Серрито. Мы пересекли мелкий ручей и поднялись на макушку холма, где двое пейнтболистов, расстреливали краской мишень. Из-за деревьев виды с вершины открываются очень ограниченные. Кусок города, кусок шоссе.

 

Не задерживаясь, мы спустились в Олбани и отправились к следующему аттракциону.

Место под названием Albany Bulb понравилось мне больше всего.


Искусственный полуостров образовался в результате многолетнего сброса строительного мусора в залив. Поначалу может показаться, что идешь по каменистой косе, но скоро замечаешь всю искусственность тверди под ногами.

 
 


Со временем железобетонные блоки покрылись землей и травой.



Выросли целые деревья, а под их кронами бездомные разбили целую деревню Shantyville. Мы к их жилищам старались не приближаться и особо их не фотографировали.


Облюбовали Bulb и прогрессивные художники, которые покрыли современными петроглифами бетонные балки, трубы, арматуру, развесили ботинки на ветвях, сложили стопки из камней.

 



Эти артефакты и прекрасный вид на даунтауны Окланда и Сан-Франциско, на мост Золотые Ворота и прибрежные холмы привлекают посетителей и их многочисленных собак.


Мне там тоже понравилось: теперь я знаю, где хотел бы жить, если меня выгонят из университета.


Мы прошли уже немало, но в планах было еще одно место чуть южнее. Еще один искусственный полуостров Berkeley Marina (то есть стоянка для яхт), не столь живописный как Albany Bulb, но более протяженный. Вдоль берега тропы нет, потому нам пришлось вернуться в город, пройти около мили к югу, вновь пересечь шоссе I-80. Здесь оно начинается на западе, а по его восточному концу мы часто ездили из Питтсбурга в Нью-Йорк.



Десять лет назад через шоссе был сооружен новый пешеходно-велосипедный мост, украшенный загадочными скульптурными группами.






Из всех достопримечательностей меня заинтересовал только длинный причал, с которого местные мужики и чайки ловили рыбу и крабов.


В те времена, когда причал использовался по прямому назначению, он был еще длиннее. Но ныне он обрублен и заканчивается решеткой, сквозь которую видно заброшенное продолжение.


 
На Сан-Франциско опустился туман, и свежий ветер с залива гнал нас домой на восток.


Вот по University Avenue мы и дошли обратно. Пока брат в Беркли, будем ходить, ездить, осматривать окрестности. Нечего время в лаборатории терять.