среда, 9 июня 2010 г.

Как я ходил в библиотеку

Я не большой любитель «бумажных» библиотек. Но иногда приходится в них заглядывать. На химфаке СПбГУ библиотека работала четыре дня в неделю с 10 до 4 с 45-минутным обеденным перерывом. Да и делать мне там было честно говоря нечего. Все нормальные журналы стояли в городе, в 2 часах езды от факультета. Так что выбирая между лабой и библиотекой, я всегда предпочитал первую.

Со временем все нормальные журналы перекочевали в интернет. Поговаривали, что и в СПбГУ если не лениться, то можно разжиться доступом к ACS и прочим. Ну, а в Питтсбурге если в университете, то заходи на сайты издательств и качай беспошлинно, а дома через ssl-vpn по своему университетскому логину и паролю.

Но вот очень редко, раз в полгода, попадается ссылка на какой-нибудь журнал, недоступный онлайн. Попадаются такие ссылки, конечно, чаще, но в 99% случаев игнорируются: и не достать, и язык не английский. Но вот бывает, что в интернете нет, а очень надо.

Для этого была у нас большая химическая библиотека в соседнем Eberly Hall. Пришел, все на полках стоит, бери и читай, сколько влезет. Открыта она до 9 вечера, но можно и круглосуточный пропуск оформить. Вот туда я и ходил смотреть всякие Heterocycles и Bull. Soc. Chim. Fr. Но уже полгода, как ту библиотеку прикрыли. Народа там действительно всегда тусовалось немного. Разве что те, кому дома соседи мешают сосредоточиться. А места занимала библиотека изрядно. Вот и решили там устроить лабы, а химическую библиотеку перевели в маленькую комнатушку в наше здание. Оставили там только самые новейшие журналы (99% которых можно читать онлайн) и основные книжки, которыми студенты пользуются. Все остальное надо заказывать.

А мне тут понадобились две статьи 1989 года из журнала Zeitschrift für Naturforschung, Teil B. У журнала сайт есть, но полнотекстовый архив только с 2002 года. А в этих статьях описаны одни из самых первых комплексов между карбенами и боранами. Так как я по этому направлению диссертацию готовлю, то хочу знать все, что про них известно. Решим мы, к примеру, обзор написать, надо все процитировать, никого не обидеть. Из abstract’a в SciFinder’e я представлял на 95%, о чем эти статьи. Но во-первых, не совсем честно ссылаться на статью, которую в глаза не видывал. Во-вторых, есть еще оставшиеся 5%, которые нужно прояснить.

Среди того, что осталось от химической библиотеки, журнала, естественно, не нашлось (он нашелся за 2009 год, но кому он там нужен). Заказали эти два тома 1989 года для меня, спросили, куда доставлять: сюда или в Hillman (главная библиотека университета). Я сказал, что сюда.

Пока ехали из Вашингтона в Питтсбург, журналы подняли из хранилищ. Один ждал меня на факультете. Я по-немецки понимаю только «von», «mit», ну и еще «Röntgenstrukturanalyse». Ну, так затем картинки и публикуют. Можно было за деньги отксерить, но мне самое важное было убедиться, что статья действительно существует и что SciFinder ничего не перевирает. Ограничился рукописными заметками на пол-листа.

Второй журнал на факультет так и не пришел, а пришел в Hillman (так по электронной почте сообщили). Я все ждал, что может его все-таки донесут, но, видно, запрос не так составили или не так поняли. Время, до какого его держат для меня, поджимало, и я сегодня потопал в Hillman.

Идти туда минут восемь. Нет ничего удивительного, что при моей нелюбви к «бумажным» библиотекам, я за три года попал в Hillman в первый раз. Народу там летом тоже почти никого. На широком пространстве подвального этажа скучают библиотекари, да редкие посетители сидят за компьютерами. Сунулся я к первому же сотруднику, он меня отвел, выдал журнал, попросил из библиотеки не выносить, и я углубился в изучение статьи.

За 15 минут переписал все необходимые параметры и условия (если структура сдана в Cambridge Database, то можно было бы нашего кристаллографера попросить ее оттуда достать, без всяких походов в Hillman). А потом раз уж время было, просто полистал журнал.

Сорок четвертый том Zeitschrift für Naturforschung, Teil B за 1989 год был связан в два тысечестраничных фолианта. Сегодня я листал второй из них. Журнал издавался в Тюбингене, и подавляющее число статей было на немецком. Годовая подписка стоила 580 DM + 35 DM за доставку по ФРГ и 40 DM в другие страны. Можно было даже разместить свою рекламу за 60 DM. Рядом стоял штамп, о получении журнала питтсбургской библиотекой в 1990 году. Все эти правила, как посылать статьи в журнал, в скольких копиях, в каком размере и качестве прикладывать рисунки и таблицы, а также просьба не присылать рукописи, содержащие ничего более, чем спектры и рентген невыдающегося соединения - все это было по-английски.

Действительно, хотя необходимая мне статья была на языке Шиллера и Гете, там нашлось и немало публикаций на языке Шекспира. В основном их присылали в журнал поляки, аргентинцы, бразильцы, египтяне и прочие химики, не желавшие печататься в отечественных изданиях. Но были и сознательные немцы, писавшие для мировой химической общественности. Я видел даже одну статью от американцев из University of Kentucky. Их-то чего потянуло публиковаться в такую даль?

Я поначалу полагал, что Teil B значит неорганику. Но там было немало и чистой органики, и даже какой-то биоорганики. В частности видел статью от Dieter Enders’a - единственное знакомое мне имя среди авторов, хотя я всю тысячу страниц, конечно, не просмотрел.

И вот задумался я над теми страницами. Сколько труда положено в синтез, анализ, подготовку статей, рисунков, издание. А вот если не перевести в электронный формат, то ведь никто и не вспомнит, и не найдет. Хорошо еще SciFinder их индексирует. Да если даже перевести, то сколько здесь хорошей годной науки? Мне-то даже нравится, что в таких журналах нет места для оправданий из серии «мы сделали это, потому что существует много природных соединений с индольным кольцом и химическое связывание диоксида углерода поможет бороться с глобальным потеплением». Тут просто и ясно пишут, что синтезирован, изучен и закристаллизован S=P(NH2)3. А зачем он нужен, вам знать не следует.

В общем, только в «бумажных» библиотеках поражаешься громадному объему макулатуры, производимой учеными. Движет ли ими честное желание рассказать обо всем, что они ни сделали, или гнусное раздувание личного списка публикаций и цитирования, но очевидно, что нужно что-то менять. Как-то систематизировать результаты до публикации. Не рассыпать их на кусочки по множеству журналов, а добавлять новые куски в какой-то общий депозитарий химических знаний, по типу Wikipedia. В таком случае даже спектр известного соединения, снятый в новом растворителе, ныне не стоящий отдельной публикации, может найти логичное место в соответствующей статье.

А еще день был такой пасмурный. Как только вернулся в лабу, за окном дождь полил. Повезло мне: ведь без зонтика ходил.

Комментариев нет: