воскресенье, 29 ноября 2009 г.

Как я поступал в аспирантуру

Твердое решение о поступлении в американскую аспирантуру (graduate school) я принял летом 2006 года, находясь на стажировке (summer student internship) в университете Боулинг Грина (BGSU = Bowling Green State University), штат Огайо. Попал я туда во многом случайно, хотя с этим университетом у химфака СПбГУ давние связи. Оттуда даже приезжал профессор Thomas Kinstle вербовать будущих студентов. Но я на встречу с ним не ходил и никакой личной инициативы не проявлял. Тем не менее в конце апреля, когда я заканчивал свой четвертый курс, ко мне обратился мой однокурсник Андрей Борзенко, которого я знал по участию в школьных олимпиадах. Андрей работал в группе профессора Валерия Николаева на кафедре органической химии. Студенты в этой группе традиционно проводили лето в зарубежных лабораториях. Вот и на этот раз Андрей собирался в университет Джорджии (UGA = University of Georgia). Но дело было в том, что было еще приглашение на лето из Боулинг Грина, а у профессора Николаева просто закончились студенты, и, как я понял, он попросил Андрея найти кого-нибудь из толковых однокурсников, кто бы согласился съездить в Огайо на два с половиной летних месяца.

Я не долго думая согласился, так как опыт работы в американской лаборатории мне не помешал бы при любых будущих раскладах. О моем пребывании в Боулинг Грине можно написать отдельную главу, но здесь я буду приводить только факты, которые важны для будущего поступления в аспирантуру. В BGSU я попал в группу к профессору Douglas Neckers'у, который передал меня на попечение своему русскому постдоку Диме Андросову. За два месяца работы нам с Димой удалось получить некие результаты в синтезе гетероциклов, которые впоследстии (весной следующего 2007 года) были опубликованы в Journal of Organic Chemistry.

В США мне все понравилось. Не только условия работы и жизни, но вот просто в глубине души понял, что хочу продолжить учиться именно в этой стране. Меня, конечно, предупреждали, что Боулинг Грин – это еще не вся Америка, а летняя стажировка – не то же самое, что пять и более лет аспирантуры. Но последующий опыт показал, что я принял правильное решение.

Вообще самое главное для того, чтобы уехать, – это по-настоящему захотеть уехать и понимать, зачем тебе это надо. У меня проблем с мотивацией и пониманием перспектив не было. Оставалось прояснить технические детали. В нынешнюю эпоху глобальной интернетизации поиск информации превратился в быстрое и приятное времяпрепровождение. На сайте любого американского химического факультета довольно быстро находится страница с требованиями к поступающим в аспирантуру (список сайтов http://www-jmg.ch.cam.ac.uk/data/c2k/usa.html#USA). Они как правило очень стандартны и слабо варьируются от университета к университету. Кратко их можно представить так: список пройденных курсов и полученных оценок (transcripts), три рекомендательных письма (recommendation letters), результаты стандартных тестов TOEFL (для тех, у кого родной язык не английский) и GRE (General и Subject), резюме (CV = Curriculum Vitae), краткое письмо, в котором обрисовываются цели поступления (SOP = Statement of Purpose), официальная форма заявления (application form) и пошлина за рассмотрение заявления (application fee). Много полезной, хотя и слегка устаревшей информации, удалось найти на сайте http://alumnus.caltech.edu/~natalia/studyinus.htm.

Процесс поступления я начал еще в Боулинг Грине со сбора информации и поиска подходящих университетов. Последний срок подачи заявлений (deadline) обычно заканчивается зимой, то есть чтобы начать аспирантуру осенью 2007 года, мне надо было успеть все сделать до середины пятого курса. Самым главным ограничителем может стать регистрация на тесты. Особенно на GRE Subject, который проводится всего три раза в год.

Первым делом я решил определиться со списком университетов, в которые я буду подавать документы. Дело даже не в application fees, которые могут варьироваться от $50 (Pittsburgh) до $125 (Stanford), но в общем объеме бумажной работы. Вряд ли российский профессор будет счастлив подписать двадцать конвертов с рекомендательными письмами, да и самим заполнить двадцать электронных форм – не такая уж веселая трата времени. Тем более что подавать заявления в слишком много университетов и не требуется. Как бы ни хотелось, но получить Ph.D. можно только в одном, значит, в один поступить вполне достаточно. Конечно, мне хотелось попасть в как можно лучшее место. Только откуда знать, где лучше, а где хуже. В Боулинг Грине меня, как и многих других выпускников СПбГУ, были готовы гарантировано взять безо всяких экзаменов. Но я не видел там для себя особых перспектив в плане органической химии. Для того, чтобы составить первое впечатление о том, какие вообще университеты существуют и как они примерно ценятся, я набрал в Google что-то вроде «rate graduate programs chemistry». В ту пору я скоро набрел на список 50 лучших по чьей-то версии химических аспирантур (http://spider.georgetowncollege.edu/chemistry/Top%20Chemistry%20Grad.%20Programs%20-%20Web%20Ed.htm). Я был уверен, что сил поступить в хотя бы одну из них у меня хватит, а искать что-то вне этого списка пока не представлялось целесообразным. К любым рейтингам надо относиться с осторожным скептицизмом, но все-таки надо было по каким-то признакам отсекать неприемлемые варианты. Не подавать же на все 200 программ (http://graduate-school.phds.org/rankings/chemistry/priorities).

Далее я методично прошелся по списку. Пятьдесят это тоже очень много. Я волюнтаристски отсек Техас (в котором я так до сих пор не побывал) и прочие южные штаты. Логики в таком шаге было не много, но иначе я рисковал закопаться в хождении по сайтам вместо того, чтобы приступить к настоящему делу. На сайтах я первым делом проверял раздел о финансовой помощи (financial aid). Наверно, это излишне, так как почти во всех американских университетах аспирантам-химикам, включая иностранцев, выплачивается достойная стипендия, позволяющая безбедно существовать в тех краях. Но мне хотелось, чтобы это было четко и ясно обозначено на сайте. Более того, я также проверял требования и обеспечение студентов-математиков в том же университете, так как поступать и учиться я был однозначно намерен вместе с моим братом, который в том же году начинал последний курс на факультете ПМ-ПУ. Если со стипендией меня все устраивало, я переходил к более содержательной части, а именно быстро просматривал профессорский состав (Faculty) на предмет сильных органиков (http://www.organiclinks.net/). В отличие от Германии, поступление в США происходит не к конкретному профессору, а на Ph.D. программу университета. То есть у меня было бы еще порядка полугода на месте разобраться, что к чему и под чьим руководством я желаю работать. Но хотелось заранее иметь как можно более широкий выбор. Были у меня и другие, менее значимые критерии, по которым я склонялся к тому или иному варианту. Если какая-то очень важная информация на сайте отсутствовала, но сам университет очень нравился, то я посылал электронные письма с вопросами. Оперативность ответов тоже влияла на мой окончательный выбор. Так Йельский университет (Yale) ответил на мой запрос только через два месяца, когда я уже вычеркнул его из потенциальных целей.

В итоге к концу сентября, уже вернувшись в Россию, я остановился на следующем списке из шести университетов: Гарвард (Harvard), Массачусетский технологический институт (MIT), Колумбийский университет (Columbia), Принстон (Princeton), университет Питтсбурга (University of Pittsburgh) и университет Калифорнии в Ирвайне (University of California, Irvine). Поразмыслив еще немного, я решил, что уж в Питтсбург меня точно должны взять. Если и туда не возьмут, то тогда вообще я не могу здраво оценивать свои силы. А вот если возьмут еще и в UC Irvine, который примерно того же уровня, то я по ряду причин, скорее всего, выберу Питтсбург. И в последний момент я решил в UC Irvine не подавать, хотя уже были собраны рекомендательные письма и заготовлены шесть списков оценок. Четыре других университета я решил оставить из-за их громких имен. Сейчас я могу предполагать, что несмотря на их высокие рейтинги, учиться там мне было бы не так полезно и счастливо, как в Питтсбурге. Но тем не менее мне было интересно чисто теоретически узнать, приняли бы меня в Гарвард или нет.

Мой брат подавал почти в те же университеты за исключением того, что вместо Гарварда был выбрал Брауновский университет (Brown). В результате я был принят в Колумбию, Принстон и Питтсбург, а мой брат только в Питтсбург, чем избавил меня от непростого выбора. То есть складывать все яйца в одну корзину не стоит, так как в даже слабый университет можно не поступить из-за случайных причин, но раздувать список тоже не стоит. Я бы предложил поступать в 3–8 университетов разного уровня: от слабенького, но гарантированного варианта, до высшего предела мечтаний. Мой опыт показывает, что хорошему студенту химфака СПбГУ не должно составить труда поступить в университет второго-третьего десятка.

Но до результатов кампании было еще далеко. Большим преимуществом моей поездки в Боулинг Грин явилось приобретение банковской карты, позволяющей расплачиваться в Интернете, которую Huntington Bank мне позволил сохранить. В общем, нужно иметь доступ к такой карте. Необходимость тратить деньги на поступление нас нисколько не пугала. В конце концов, они очень быстро окупились после того, как мы оказались в Питтсбурге. Стандартные тесты платные. Я уже не помню, сколько именно мы платили тогда, но нынче GRE стоит $180 (General) и $150 (Subject). TOEFL еще примерно столько же. В наше время после теста можно было указать четыре университета, куда результаты отсылались бесплатно (по этой причине лучше уже представлять, куда будешь поступать). На каждый последующий универ надо дополнительно посылать запрос и платить $20 за результат каждого экзамена. Зарегистрироваться на тесты и узнать всю сопутствующую информацию можно на сайтах gre.org и toefl.org. За последние три года TOEFL стал предлагаться все реже и реже. Если осенью 2006 года его можно было сдать каждую неделю, зарегистрировавшись за две недели до этого, то теперь он проводится чуть ли не так же редко как GRE Subject.

Потому на GRE Subject мы зарегистрировались в самом начале сентября (надо было где-то до 15-го числа) на экзамен 4 ноября в субботу. Я, понятное дело, сдавал GRE Chemistry, а мой брат GRE Mathematics. GRE General и TOEFL мы сдавали еще раньше, в сентябре-октябре, хотя регистрировались позже, чем на GRE Subject. Нам повезло, что в Петербурге находится один из центров проведения тестирования, и не пришлось таскаться в Москву или еще куда. Питерский Американский Совет по образованию тогда располагался на Фонтанке в библиотеке Маяковского. Сейчас, судя по сайту, они переехали куда-то на Васильевский остров (http://www.americancouncils.spb.ru/main.php). Теоретически эти советы затем и создавались, чтобы помогать в том числе желающим уехать в американскую аспирантуру. Но мы смогли достать всю необходимую информацию без них. Мой брат сходил на одну из их встреч, где рассказывали о TOEFL. Ничего нового он не узнал.

Там же в библиотеке Маяковского мы и проходили непосредственно тестирование. TOEFL и GRE General сдавали на компьютерах, а GRE Subject в бумажном варианте. Для TOEFL это уже третье поколение теста. Давным-давно был paper-based (pBT), затем computer-based (cBT), мы же сдавали уже текущую версию Internet-based (iBT). Шкалы баллов и типы заданий у трех версий различны. Кто-то еще до сих пор мыслит в давнопрошедших категориях. Так на сайтах универов можно было найти требования TOEFL 550 или TOEFL 220, но в iBT максимальный балл – 120. Удивительно, что некоторые пособия, продававшиеся в магазинах еще ориентировались на cBT, который от iBT отличается существенно. Есть еще тест на английский IELTS, который проводят британцы. Некоторые американские вузы засчитывают его результаты, но сдавать лучше TOEFL. Мы свое знание языка считали достаточным. Но дело в том, что TOEFL проверяет это знание весьма специфическими заданиями, и без предварительного ознакомления с типами вопросов легко может возникнуть полное непонимание, чего от тебя хотят, или чрезмерная потеря времени. Иногда справедливо жалуются, что сами американцы TOEFL не смогли бы сдать на полный балл. Потому я рассматриваю TOEFL как первое испытание, к которому надо подготовиться и пройти его. Если возникнут проблемы с TOEFL, то стоит серьезно задуматься об общей готовности к заграничной аспирантуре.

В нынешнем iBT TOEFL четыре секции по 30 баллов: Reading, Listening, Speaking, and Writing. На сайте есть примеры вопросов, но лучше всего как-то достать, хоть купить, хоть скачать тренировочные пособия типа Kaplan (лучше) или Longman и проверить свои силы. Я благодарен моим руководителям на кафедре, которые пошли мне навстречу и предоставили достаточно времени для подготовки к тестам. Сам TOEFL мы сдавали довольно поздно вечером. Пришли в центр тестирования с распечатанными регистрациями и российским паспортами. Тогда там было всего четыре доступных компьютера, но желающих протестироваться было тоже немного. Посадили нас за компьютеры, дали протестировать наушники и микрофоны и вперед. Наблюдение за тестируемыми очень жесткое. Считается, что тебя все время снимает камера. Как будто есть откуда списывать: если не знать, то просто времени не хватит. Между второй и третьей секцией был десятиминутный перерыв. В целом, испытание физически довольно изнуряющее даже для нас, привыкших читать с экрана большие тексты мелкими буквами и набивать длинные тексты почти вслепую (тренируйтесь быстро печатать по-английски!). Самая сложная и непредсказуемая секция, конечно, Speaking. Проверить уровень устной речи могут только живые эксперты, для которых записываются ответы. А там можно нарваться на того, кто 30 дает только носителям, а можно на того, кто 25 даст, если может разобрать большинство слов.

Мой результат был 105 = 29-29-20-27. У моего брата 98 = 29-29-15-25. Университеты пока очень плохо представляют реалии iBT и из страха получить невменяемых китайцев могут поставить требования вроде «минимум Speaking 25». Но на мой взгляд подавать заявления имеет смысл с любым суммарным результатом выше 80. Если ты знаешь химию, то тебя возьмут все равно, а если не знаешь химии, то кому ты там нужен.

GRE General – общий экзамен в аспирантуру, который сдают и иностранцы, и американцы вне зависимости от специальности. Только в медицинской или бизнес-школах могут быть свои дополнительные или альтернативные экзамены, но нас это мало волновало. Состоит GRE General из трех частей: Verbal, Math, Essay. Первая проверяет знание языка, но уже на уровне образованных носителей. Существует даже такая категория «GRE слова» – редкие и малопонятные английские слова, про которые и будут вопросы. Опять-таки лучшая подготовка – это тренировка по специальным пакетам, включающим примеры реальных тестов. Но Verbal не так важен для иностранцев. Math – школьная математика на уровне 7-9 классов. Российскими студентами должна писаться без проблем. Нужно только быть очень внимательным и помнить, что в тесте (по крайней мере, в наше время) есть вделанный калькулятор, который можно не заметить. Essay пишется на заданную тему. Тоже можно оттренировать, но главное – мыслить оригинально (а куда без этого ученому?). Язык сам по себе, вероятно, не так уж важен.

Максимальная оценка за Verbal или Math – 800. За эссе – 6.0. У меня было 520-800-4.5, что для иностранца, поступающего на химию, очень хорошо. У моего брата 480-790-3.5. Но я знаю людей, попавших в аспирантуру с очень низким баллом по Verbal.

GRE Subject писался в аудитории за столами. Собралось всего человек двадцать, причем многие были с химфака. Сам тест напомнил олимпиаду, и мне очень пригодились мои навыки быстрого анализа вопросов и дачи правильных ответов. Вопросы абсолютно из всех разделов химии. Если с органикой у меня вообще не было никаких проблем, то вот со статами и квантами были. Пробный экзамен должен быть на сайте GRE. Мой результат: 950 баллов из 990 возможных. Это очень высоко и производит впечатление на американцев.

Результаты TOEFL узнаются где-то через две недели на сайте. GRE General: Verbal и Math показываются немедленно после окончания теста, а Essay и GRE Subject присылают через некоторое время по почте. Так как GRE Subject мы сдавали в ноябре, то результаты нам стали известны чуть ли не после того, как мы уже подали applications. Думаю, что в Принстон, где deadline был в середине декабря, результаты тоже пришли уже ближе к Новому году, но к этому относятся с пониманием: главное, чтобы основная заявка была подана и fee оплачена.

Пока готовились и сдавались экзамены, можно было заняться другими бумажками. Например, списком оценок. В любом американском вузе есть специальный отдел, где можно затребовать свой official transcript (за небольшую денюжку) или попросить его отослать в graduate schools. У нас такая услуга не предоставляется. Мы только потеряли время, обратившись в иностранный отдел в Главном здании. Там нам ничем не смогли помочь. Тогда мы решили действовать самым простым способом. Я пошел в студотдел, попросил свое личное дело, откуда выписал все предметы с оценками (на самом деле можно было и по зачетке все подготовить). Затем создал в Word'е некую справку в виде таблицы. Мол, выдана студенту Соловьеву Андрею, что у него следующие оценки. И далее перечислил все экзамены и зачеты. Так как некоторые универы отмечали, что должен быть и original transcript, и его перевод на английский, то сделал оба. Переводом себя особо не мучил (отлично – excellent; зачет – passed; история Отечества – Russian history и т.д.). Под конец нужно еще вывести средний балл (GPA = graduate point avarage). Но у нас с братом проблем с этим не было (5.00 out of 5.00). Иногда американцы разделяют GPA по всем предметам и по так называемому Major, то есть по специальности, то есть для меня по химии. Но у меня, как нетрудно видеть, оба GPA совпадают. Вообще везде, где спрашивали Major я писал Chemistry, хотя здесь есть нюансы между российской и американской образовательными системами.

Таблица оценок вышла на три страницы на каждом языке. Дополнительно я приложил лист на английском, что-то вроде cover letter, где кратко пояснялась принятая у нас система оценок и сроки обучения. Часто я пишу, что получил Specialist degree (5 years of study). В США такой нет. Есть четырехлетняя BS = Bachelor of Science и шестилетняя MS = Master of Science. Может, наши магистры и могут указывать, что закончат с MS, но лучше не выпендриваться и писать BS. На каждом листе я оставил место для подписи Суходолову (тогдашний зам. декана по работе со студентами). Вышло 7х6 = 42 листа. Спасибо Николаю Геннадьевичу, что он без вопросов подписал эту кипу бумаги. Дальше у помощницы декана я поставил на каждый лист печать (ну, и что, что на русском). Не помню, ставил ли я еще печати на заклеенные конверты. Кажется, да.

С рекомендательными письмами у меня тоже больших проблем не возникло. Для студента, возможно, самое главное на третьем-четвертом курсе озаботиться, чтобы были такие три профессора, которые хорошо его знают или, по крайней мере, не возражают против простановки нескольких подписей. Моими рекомендателями были профессора Шавва, Кузнецов и Neckers. Мир становится все более электронным, и многие университеты призывают, чтобы абсолютно все документы по возможности подавались в электронном виде. С оценками это у нас уже не выходило. Так же и с рекомендациями. Их вообще должен посылать сам профессор непосредственно в приемную комиссию университета. Neckers так и сделал. Я еще в Боулинг Грине перед отъездом предупреждал его, что обращусь к нему с подобной просьбой. Для американцев это очень стандартная процедура, и никаких проблем у меня с Neckers'ом не возникло. Думаю, что рекомендация от американского профессора – это всегда очень здорово.

Наших профессоров на Западе совсем не знают. Разве что кого из академиков, но академики не знают нас. Дополнительная преграда – отсутствие у наших профессоров нормальных сайтов и электронных ящиков. Письмо пришедшее с почты Yandex большого доверия не вызовет. Вот и пришлось все опять упаковывать в конверты. Михаил Анатольевич вел у меня семинары и практикум по органике и курс ФХМА. Он согласился написать письма и заполнить дополнительные формы сам. Эти дополнительные формы для рекомендателей можно скачать с сайта университета. Они не заменяют, но дополняют традиционные рекомендательные письма. Через некоторое время Кузнецов вернул мне запечатанные и подписанные им по печати конверты. Я до сих пор не знаю, что обо мне написал Михаил Анатольевич, хотя письмо в Ирвайн осталось не отправленным, но и не распечатанным. Общий принцип таков, что если профессору нечего сказать про студента хорошего, то он просто отказывается быть рекомендателем.

Александр Григорьевич попросил меня написать письмо самому (весьма типично для российских профессоров: мой брат писал за всех троих). Не могу сказать, что у меня вышло очень хорошее письмо, но главное правдоподобное. Тут даже о языке не надо сильно заботиться, так как для американцев он характеризует не тебя, а твоего руководителя. В общем, надо не перебарщивать с лестью, но и ни в коем случае не сомневаться в достойности студента стать гарвардским аспирантом. Три четверти страницы будет достаточно. Еще раз хочу сказать спасибо Александру Григорьевичу за помощь в поступлении. Не только за рекомендательное письмо, но и за Де Майеровскую стипендию.

Некоторые университеты требуют еще какие-нибудь бумажки. Надо внимательно читать сайт. Так Принстон, TOEFL'a ему мало, просит еще подтверждение Proficiency in English. И опять же далеко ходить с этой бумагой на филфак не надо. Можно, теоретически получить подпись от своего университетского препода по английскому, но годится любой человек proficient in English. Я просто-напросто попросил моего непосредственного руководителя Морозкину Светлану Николаевну подписать для меня эту бумагу. Так же обратился к своему руководителю и мой брат.

Конверты с рекомендательными письмами и оценками были в свою очередь помещены в еще больший конверт – один для каждого университета. Адреса были напечатаны на наклейках и прилеплены по центру. Если время позволяет, то можно послать и российской почтой, но мы посылали через курьерскую службу гранд-отеля «Европы». Они просто отвозят письма и посылки в Финляндию, бросают там в почтовый ящик, и через три дня те доходят до американского адресата. Вышло не очень дорого. Нам с братом в 2х5 = 10 вузов где-то 3000 рублей.

Об этом способе доставки я узнал от Татьяны Пилюгиной, выпускницы СПбГУ, в то время заканчивавшей Ph.D. в MIT в группе Нобелевского лауреата Richard Schrock'a. Еще в самом начале сентября я написал пару писем людям, опытным в деле поступления из СПбГУ в лучшие универы США. Татьяна мне очень сильно помогла разнообразными советами и редактированием моего Statement of Purpose. Это такое краткое сочинение о себе любимом. Каждый университет может наложить свои ограничения на длину и включить пожелания, что они хотят увидеть. Я писал про то, как хочу стать профессором, как я участвовал в олимпиадах, с первых курсов рвался делать науку, ездил в Боулинг Грин, а сейчас буду счастлив продолжить свою профессиональную карьеру под чутким руководством профессора N. или мудрым руководством профессора M. (именами профессоров по сути и отличались SOP'ы в разные университеты). Многие люди считают, что SOP – это очень важно. Я в приемной комиссии не работал, не знаю, какую роль играет каждая из частей application.

Подавали SOP мы в электронном виде. Во многих application form'ах для этого есть отдельная позиция. Похожая вещь – CV. То же самое описание жизненного пути, но более сухое. Соответственно, в SOP в первую очередь следует вписать то, что в CV отсутствует или незаметно. Пример CV можно найти на личной странице почти любого профессора (http://radical.chem.pitt.edu/Curran/CV-2009.pdf). Понятно, что студентам еще особо не о чем писать. Я включил туда и золотую медаль за школу, и темы курсовых, и многочисленные олимпиадные заслуги (IChO, Innocentive, ChemBridge), потанинскую и де майеровскую стипендии, и факт, что я жюрил городские олимпиады школьников, и список моих рекомедателей с контактной информацией. Но самое сильное, чем может похвастаться студент – это публикации. Даже в США редкие undergraduate students успевают опубликовать статью. Моя статья из Боулинг Грина тоже еще не была опубликована, но это не мешало мне указать ее как submitted. Была у меня еще ХПСовская статья в Russian Journal of Bioorganic Chemistry по ЯМР расчетам и целый ворох тезисов конференций (на которых я ни на одной лично не был) по тому же ЯМР со Станиславом Ивановичем Селивановым. Была еще совместная работа с Вадимом Владимировичем Ереминым из МГУ и товарищами-олимпиадниками над сборником задач международных олимпиад. В общем, все что только можно было откопать, все записал себе в заслуги.

В ноябре-декабре все письма и электронные заявления были отправлены. Оставалось сидеть ровно и ждать ответа. Первым я получил письмо от Некерса. Он спрашивал, к каким профессорам в выбранных университетах я бы хотел пойти. Я написал ему список. Тот сказал, что Curran'a (Pittsburgh) и Overman’a (Irvine), он знает хорошо. И через некоторое время я получил письмо от Prof. Curran'a. Лестно получить e-mail от человека, чей синтез включен в Classics in Total Synthesis. Мой выбор был почти предопределен. Тем более, что скоро (еще до deadline приемной кампании) отозвался сам университет и предложил мне помимо места в аспирантуре еще и Bayer Fellowship. А после того, как Deapartment of Mathematics at University of Pittsburgh пригласил моего брата, думать дальше было особо не о чем. Конечно, мне было приятно в начале февраля получить предложения из Принстона и Колумбии, но пришлось отправить вежливые отказы.

В Принстон я, между прочим, еще до этого писал письма профессорам McMillan'у и Sorensen’у. Они мне ничего не ответили, но тем не менее меня туда приняли. Скорее всего, от подобные письма профессорам до того, как студента приняли, не принесут ни пользы, ни вреда. Только уж если удастся действительно впечатлить профессора своими познаниями и предложениями, что маловероятно.

Ответы в университеты надо отправить до 15 апреля. Мы официально подтвердили наше желание идти в University of Pittsburgh. Дальше пришел пакет документов из Питтсбурга, мы оплатили SEVIS ($100), получили визы, купили билеты, попутно защитили дипломы, снялись с воинского учета согласно закону, и 31 июля 2007 года начался новый этап в нашей жизни на американской земле. Подводя финансовый итог, могу сказать, что непосредственно поступление нам обошлось в $1000 на человека, потом еще где-то по $1700 за визы-билеты, и на первое время надо бы иметь хотя бы $2000, чтобы снять квартиру и прожить до первой стипендии в конце сентября (у меня в августе). Для кого-то это колоссальные деньги. Каждый решает сам, как ими распорядиться. Мы инвестировали в свое светлое будущее, и инвестиция окупилась в течение пары месяцев.

Итак я привел фактологический материал, как поступал я, стараясь избегать ненужных рассуждений о том, что я знаю недостаточно хорошо. Существуют и другие способы попасть в аспирантуру в США, а также другие страны, где тоже можно получить неплохое образование и опыт научной работы. Тут лучше всего обратиться к тем, кто этими возможностями воспользовался. Я же при наличии свободного времени собираюсь написать еще несколько имеющих отношение к теме текстов. Например, рассказать о моей поездке в Боулинг Грин, или подробно поведать о том, на каких основаниях я выбирал университеты и научного руководителя, или порассуждать о том, какая часть application'a самая значимая, или высказать свое мнение об аспирантуре в Германии в сравнении с США.

1 комментарий:

TOEFL комментирует...

Большое спасибо за статью! Мотивирует!)