воскресенье, 8 ноября 2009 г.

Гибель Богов в Вашингтоне

Появляется иногда желание послушать Вагнера. От Питтсбургской оперы его не дождешься, а если дождешься, то на уровне «Летучего Голландца» или «Лоэнгрина». В Мет, конечно, Вагнера хватает в любом сезоне, но его не исполняют по субботам. У обоих театров есть на то веские причины: левой публике Вагнер особо не нужен, а ставить и играть Вагнера тяжело. Потому грех было не воспользоваться возможностью послушать концертное исполнение «Гибели Богов» в Вашингтонской национальной опере (WNO) 7 ноября 2009 года. Почему 7 ноября? На каких богов тут намек? Ну, да то же представление будет и 15 ноября.

Дизайн самого кольца понятно откуда.

На «Гибели Богов» мы уже бывали в июне 2006 года в Мариинке. Это был первый цикл «Кольца», который мы прослушали вживую и всего за 1600 рублей, сидя на 5 и 6 местах 2 яруса, 4 ложа, правая сторона. Для того, чтобы не упустить такую возможность, мне даже пришлось немного задержаться с отправкой в Боулинг Грин. Но оно того стоило. Разумеется, прослушивание всего цикла в течение четырех дней одной недели производит всеобъемлющее и грандиозное впечатление, но и исполнение отдельной части заслуживает внимания. Тем более, что в «Гибели» собраны все мотивы, и происходит развязка.

В Вашингтоне мы уже тоже бывали полтора года назад в июне 2008-го. Я выкладывал фотографии той поездки в vkontakte, но отчетов о путешествиях и спектаклях я тогда не писал. Поездка вышла во многом случайной: наш хороший друг Qi Mi ехал в Балтимор на свадьбу друзей и предложил подбросить нас до столицы, а на следующий день забрать обратно. Культурных мероприятий в тот раз у нас не намечалось, и время мы провели за изучением National Mall'a, острова Теодора Рузвельта и окрестностей. Ночевали в Hilton'e, заказанном через Hotwire. Гостиничный номер, среди тех, в которых мы останавливались, запомнился самыми внушительными размерами, конкуренцию которым может составить разве что наша комната в Super 8 Spokane Valley в штате Вашингтон.

Нынче мы уже ни от кого не зависели и добирались до DC своим Honda-ходом. Выходные вышли на редкость теплыми и солнечными для Пенсильвании и Мэриленда в это время года. Воздух, прогретый до 15-20 Цельсиев, с трудом ассоциировался с началом ноября. Только повсеместно опавшая листва и ее редкие красно-желтые представители, уцелевшие на отдельных деревьях, указывали на то, что Хэллоуин позади и магазины вовсю готовятся к Дню Благодарения. Если бы не поездка в WNO, мы бы точно выбрались в какой-нибудь близлежащий парк, а так остается уповать на следующие выходные, с которыми пока никаких планов не связано.


До Вашингтона из Питтсбурга можно доехать за четыре часа – на два быстрее, чем до Нью-Йорка. Поначалу мы двигались по хорошо знакомой Pennsylvania Turnpike I-76 E. Проезд до поворота на I-70 на Балтимор/Вашингтон стоит $8.15 в одну сторону. Перенимая опыт поездок в Нью-Йорк, отель мы заказали на подъезде к городу в Germantown, MD. И не столько потому что сильно дешевле, сколько из-за нежелания разбираться с парковкой машины в городском отеле. Super 8 вдоль нашего пути не намечалось, потому заказали за $90 Hampton Inn, известный своими завтраками.


В гостиницу мы и направились в первую очередь, чтобы спокойно получить ключи, а потом вечером, ни о чем не думая, завалиться в номер. Хотя официальное время регистрации начинается в 3 часа, нас без проблем обслужили в 2.40, но, как выяснилось позже, стоило бы заявиться еще раньше. Номер был на пятом этаже (весьма не типично для придорожных гостиниц иметь более трех этажей) и выглядел очень стандартно. Правда, вечером сказались проблемы со звукоизоляцией: через расхлябанную межкомнатную дверь были слышны голоса из соседнего номера, но нас это смутить никоим образом не могло. Табличка у двери изображала цифры «515» и фотографию масляной лампы.

Там же в Germantown'е решили заправиться. Мы уже привыкли отслеживать динамику цен на бензин по заправке Sunoco, расположенной непосредственно на нашем регулярном пути до универа. Но вот уже несколько недель, как они закрылись то ли на перепланировку, то ли на модернизацию, бензина не наливают и цен не вывешивают. Потому немного неожиданно было увидеть 2.75–2.79 на выезде из Питтсбурга. Мировые цены на нефть слегка выросли, но с чего они так повлияли на бензин в США? В Мэриленде мы обошлись $2.59/галлон, что тоже недешево. На заправку потратили больше времени, чем хотелось бы, так как вначале встали в очереди на ближайшую по пути, потом сообразили, что очередь из-за того, что платить можно только наличными внутри, а этого не в наших привычках.


От отеля до цели оставалось еще полчаса езды. Широкое шестиполосное шоссе намекало на гигантские потоки машин и пробки по рабочим дням, но в субботу все было прилично и без ограничений. В планировании непосредственного заезда в город навигатор разошелся с Google Maps. Если последние предлагали пересечь Потомак и вернуться в DC из Вирджинии по мосту Т. Рузвельта, то первый настаивал на пути напрямик по левому берегу реки. Мы решили следовать навигатору и очутились на узкой петляющей средь кустов дороге, на въезде на которую к тому же стоял знак «кирпич»: DO NOT ENTER. Но так как мы ехали там не одни, ехали не по встречке и свернуть было все равно некуда, мы продолжили движение. Скоро выяснилось, что под «кирпичом» существует приписка маленькими буковками вроде: «6-10 am, mon-fri». В целом, DC разочаровал своими невнятными и противоречащими знаками и светофорами, когда в одном и том же направлении могут показывать зеленая стрелка и знак поворот запрещен (опять-таки по будням в определенные часы). Местные, конечно, разбираются, но вообще нельзя просто так тыкать такие серьезные знаки куда попало.


Зато эта дорожка почти прямиком вывела нас на Virginia Avenue, куда нам и было нужно. Накануне вечером мы прикинули по Google Street View, где будем парковаться. Вложенная в конверт с билетами брошюра рекомендовала помимо собственного гаража Kennedy Center’а еще пару мест неподалеку. Вот мы и остановились в круглосуточном гараже Columbia Plaza за $12 за вечер. Времени было 3.50 pm, а начало спектакля в пять. Было решено найти жральню, но мы просчитались в том, что оставили себе слишком мало времени на поиски и не провели предварительной google-разведки. Пройдя через кампус George Washington University, где радостные студенты облачились в шорты и футболки, точно был май, мы побродили по засаженной магазинчиками M Street и пришли к неутешительному выводу. В ресторане нам есть как минимум сорок минут, а учитывая их забитость субботним вечером, на спектакль нам не успеть. Аналогов Famous Ray's Pizza не видно, а купить пирожок можно и в театральном буфете. Потому, пытаясь попасть на нужный уровень (в западном Вашингтоне их два: одни дороги пролегают над другими и простых способов подняться может не быть), мы покружили по уже знакомым по прошлогоднему визиту местам и вышли к Kennedy Center for Performing Arts.


Это такой большой белый мавзолей на берегу реки Потомак. Там хостится не только Вашингтонская опера, но и еще несколько подобных заведений, а также какие-то мелкие магазины. Флаги перед входом были приспущены в память о жертвах стрельбы на техасской военной базе.


Во внутренней отделке преобладает красный цвет.


Населяют интерьеры скульптуры разной степени абстрактности.


С противоположной от центрального входа стороны есть возможность выйти на офонтаненную набережную, посмотреть на мосты и пролетающие самолеты с вертолетами.

От осознания соприкосновения с прекрасным на чувство голода было решено временно забить.

В пиджаке жарко, зато много карманов.

Проверяющая билеты тетенька предупредила о том, что первый акт продлится два часа и предложила заглянуть в bathroom. «Не учи ученого», – сказал бы я ей. Хотя на фоне ветеранской публики, пришедшей на оперу, мы производили впечатление неопытных и наивных слушателей. Таковые, впрочем, себя обнаружили по ходу действа. Сидевшая рядом со мной девушка и ее молодой человек проерзали весь первый двухчасовой акт с прологом и после антракта не вернулись. Даже если они просто пересели (а свободных мест было достаточно), а не позорно смотались, сей поступок заслуживает осуждения. Ну, если не разбираешься в опере, то хотя бы на длительность спектакля посмотри. Между прочим, WNO все сыграли быстро и гладко: управились за 5 небольшим часов к 22.20. В Мариинском, начав в шесть, закончили в 00.40. Там-то еще можно понять сбегавших на метро во время траурного марша. Нам, в конце концов, пришлось тоже вызывать родственников с машиной – единственный раз, когда у нас не было никаких шансов успеть на «Сенную» до закрытия.

В Вашингтоне публика, как было сказано, была преимущественно пожилая, мужская и белая.


Представители демографического большинства Washington DC (коих тут 55.6%) тоже были замечены раздающими программки и поющими в хоре. Наличие пустых мест отчасти можно объяснить тем, что исполнение было объявлено концертным. (Ранее мы на концертные исполнения опер никогда не ходили). Но уже после первого акта я пошутил, что постановка весьма стандартна: так уже лет тридцать «Кольцо» ставят. Нам было продемонстрировано не тупое стояние столбом и открывание рта, а вполне смотрибельный спектакль с туманным задником, работой осветителя, нотами и стульями в качестве декораций и неплохой актерской игрой. Что подтверждает тезис о ненужности режиссера-творца для стандартных постановок.

Исполнителей я никого не знал и заранее в Интернете про них ничего не копал. Вагнеровские певцы обычно более узкие специалисты и в силу обособленности преданной публики в широкой рекламе не нуждаются. WNO собрала действительно неплохой состав под руководством маэстро Philippe Auguin. Пели значительно лучше, чем в Мариинском. Даже близко нельзя сравнить распевшегося только к моменту смерти Зигфрида в исполнении Алексея Стеблянко с самого начала до последней ноты звучащим истинным хельден-тенором Зигфридом мистера Jon West'a. Голос у последнего, конечно, во многом «викерсовский», с таким юмористическим тембром, да и сам Зигфрид был низеньким, толстым и лысым. Такой если и победил дракона, так тем, что тот помер со смеху. Но хвастовства, удали и мощи голоса вашингтонскому Зигфриду хватало с лихвой.

Норны, дочери Рейна, Гутруна и Гунтер (Алан Хельд – буду рад услышать его четырех злодеев в Метовском «Гофмане»), наконец, Брунгильда тоже пели хорошо и громко. Разумеется, все важные оркестровые моменты: «Путешествие по Рейну», марш и самый конец – как обычно производят воодушевляющее впечатление на подготовленного слушателя. Но больше всех мне понравился Хаген (Gidon Saks). Тут и мощь голоса на forte, и злодейские оттенки на piano, и самое выразительное шатание по сцене. Неспроста моему брату Хаген напомнил Яго из вердиевского «Отелло». А ведь еще есть сцена Хагена с вассалами (первый и единственный раз, когда хор появляется в «Кольце»), которую и Михаил Петренко в Мариинке неплохо озвучил. Хагену и хлопали чуть ли не громче всех. Но нынешней публике еще учиться и учиться слушать музыку и смотреть на дирижера и хлопать не когда закрылся занавес, а через несколько секунд после того, как умолкла последняя нота.


Может, это такая избыточная радость от наступающего перерыва после часового наслаждения Вагнером. Приходилось же сидевшему рядом со мной во втором акте (мы с братом традиционно меняли наши места D126 и D128 первого яруса) бороться с кашлем и насморком и глотать таблетки (свиной и прочие гриппы не дремлют). Кто-то не выдерживал и отправлялся к выходу еще по ходу действия. Я заметил, что и один валторнист все куда-то убегает. Самостоятельно я заключил, что он в моменты пауз на сорок семь тактов бегает курить, но брат меня быстро просветил, что он из-за кулис играет за охотничий рог Зигфрида.

По окончании перед Кеннеди-центром образовалась очередь на такси, а мы поспешили забрать свою «Хонду». Выезжали из столицы тем же путем, что и приехали. Замеченные мной днем фонари не светили, и ориентироваться в темноте помогали фары встречных машин. Наконец, выехали на шоссе I-270 N, откуда до отеля было рукой подать. Если бы спектакли заканчивались часов в восемь, то можно было вообще до дома из Вашингтона ехать, хотя в темноте лучше не гонять. На ночь съели купленные еще в Питтсбурге chewing bars, запили их местным кофе и легли спать. В воскресенье встали в 7.30 утра, что в среднем на шесть часов раньше, чем обычно для нас в этот день недели. Позавтракали чем Hampton послал и, несмотря на хороший погожий день, поехали прямиком в магазин Giant Eagle на Shakespeare street. Опера-оперой, а есть что-то на следующей неделе надо.


Поездка в Вашингтон признана успешной, но вот когда нам удастся ее повторить? В этом сезоне в WNO больше нет ничего достойного потраченных полутора дней и $300. Я вот все в Филадельфию хочу съездить. Пускай даже просто так, город посмотреть, хотя формальный повод не помешал бы.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Привет из солнечного Питера! Есть конфиденциальные новости.
Вова.